«Попытка создать „политическую статью“»: эксперты об увольнении учителей за несогласие с Конституцией

21.11.2020 0:34

«Попытка создать „политическую статью“»: эксперты об увольнении учителей за несогласие с Конституцией

Временная комиссия Совфеда «по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ» предложила принять закон, который позволит увольнять педагогов, если на занятиях они «будут использовать работу в сфере образования и просвещения для разжигания розни или для побуждения к действиям, противоречащим Конституции».

Сегодня не настолько велика роль учителя, чтобы за ним все пошли. Мое мнение — поддерживать [педагогов] и разъяснять, если это все вредно, но не увольнять, потому что еще не созданы институты, которые заменят школу. Обучение может сочетаться с онлайн-формами, но рядом с ребенком должен находиться живой учитель, преданный стране и соблюдающий законы.

Я думаю, что преследованием педагогов это не обернется. Нет такой задачи. Но если закон выйдет, и профсоюзный комитет решит, что нужно человека уволить, конечно, у меня не будет другого выхода.

Мы, например, по закону вынуждены проверять справки о судимости. В нашей школе раньше работал дворник с условной судимостью. И когда пришло предписание из надзорных органов расстаться с этим человеком, мы ничего не смогли сделать. Принимать в такой ситуации личное решение я не могу и должна соблюдать закон.

Мы считаем, что в российских реалиях 2020 года это попытка создать «политическую» статью для увольнения педагогов, в чьей гражданской позиции власти усматривают угрозу для себя. И не важно, пойдут ли эти учителя независимыми наблюдателями на выборы, примут участие в митинге, напишут пост про очередной несправедливый приговор суда или же проявят активность в независимом профсоюзе.

Если законопроект будет принят, «Альянс учителей» обязуется оказать юридическую помощь всем педагогам, кто столкнется с его применением.

Законотворческий процесс — это всегда несколько этапов. Не стоит пугать граждан тем, что если кто-то из субъектов законодательной инициативы вносит какую-то новацию, то это всегда реализуется. Поэтому без паники.

Весь вопрос в другом. А именно: из каких установок исходит тот, кто такие нововведения инициирует? Если инициаторы таких поправок думают, что они смогут таким образом определять то, что учитель будет транслировать на уроке, то это полная чушь.

Такая инициатива — это своего рода намек на общую тенденцию как правильно преподавать гуманитарный блок дисциплин в школе. Поэтому в данном случае речь не про повседневный педагогический процесс, а про идеологический вектор, который сейчас отчетливо фиксируют такие инициативы. И я не думаю, что наши учителя с таким вектором будут согласны.

Кроме того, не надо забывать, что любое идеологическое воздействие — всегда переинтерпретация того, что хотят те, кто все это предлагает. Любой идеологический посыл будет переиначен не только самими учителями, которых никто никогда не проконтролирует, но и родителями, которые, я напомню, принадлежат к тем поколениям, которые советскими уже не назовешь. Поэтому такие инициативы могут вызвать только раздражение.

Инициатива опасна, поскольку введение такого закона в качестве ограничительной меры влечет за собой его исполнение и, значит, будут некие контролирующие органы, обязанные следить за исполнением. Как в шутке: «Почему в РФ нельзя вводить эвтаназию? Потому что и по ней вменят план и количество». Будут искать и находить, раз вменено.

Учитель и так сейчас не особенно престижная профессия, будет еще меньше желающих что-то делать «во благо».

Часто просветительская деятельность — это волонтерская работа, неоплачиваемая, держащаяся на энтузиазме участников. Зная о новых рисках, мало кто захочет в ней участвовать. Существует много прекрасных просветительских проектов, они в любой момент могут оказаться под угрозой расправы по чьей-либо жалобе.

Научные работники, участвующие в Днях науки, общероссийском и городских днях, тоже могут теперь попасть под действие закона. Не хотелось бы тему каждой лекции согласовывать с чиновником, тем более он вряд ли компетентен в научных вопросах и вопросах популяризации науки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

С Запада на Восток. Как коронакризис изменит мировую экономику в 2021 году и что это значит для Украины Луна 11 июля 2018 — растущая или убывающая луна, лунный календарь сегодня, какая фаза сегодня Кибер-гигиена: как уберечь себя от мошенников в интернете Кубики: как выбрать удобную скамью для пресса Дом бактерий: что хранит в себе кухонная губка

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций