Многие современные автомобили отключают мотор во время остановок на светофорах или при продолжительных замедлениях трафика в дорожных заторах. Как только скорость падает до нуля, силовой агрегат вздрагивает и замирает. Причем работает эта система не только на машинах с автоматическими трансмиссиями, но и с механическими коробками передач. Насколько она помогают экономить топливо?
Появилась система «Старт-Стоп» вместе с экологическими стандартами Евро 5, в которых вводились строгие нормативы по выбросам вредных веществ на холостых оборотах двигателя. Чтобы им соответствовать, производители стали просто отсекать этот режим работы мотора. С новым устройством моторы вообще не выбрасывали никаких вредных газов на холостых оборотах, благодаря чему удавалось получать сертификаты соответствия строгим экологическим нормам. Попутным эффектом возникала экономия топлива, и именно ее стали превозносить как главное потребительское преимущество системы «Старт-Стоп».
Между тем реальная экономия почти не заметна для водителей и зависит от многих факторов, в том числе от режима работы мотора, от дорожных условий и от движения потока транспорта. По признанию производителей, при идеальных условиях 1,4-литровый агрегат Volkswagen экономит топливо в пределах 3%. И это в свободном городском режиме без пробок и при долговременных остановках на светофорах. При движении по междугородним трассам экономии почти нет, она ниже погрешности измерений. А вот в пробках при срабатывании системы «Старт-Стоп» потребление топлива даже может возрасти.
Дело в том, что в момент запуска двигателя тратится больше бензина, чем при обычном цикле холостого хода. В итоге использование системы становится бессмысленным.
Если же машина оборудована более мощным мотором, то разница заметна больше. Эксперты журнала «За рулем» на Дмитровском полигоне провели замеры работы V-образного 3,0-литрового бензинового мотора TFSI на Audi A7.
Сначала автомобиль прошел 27-километровый маршрут, имитирующий движение в идеальном городе, где нет пробок и единственные полуминутные остановки совершаются на светофорах, которые чередовались каждые 500 м. Через час испытаний подсчитывался результат. Получилось, что расход у большого 3,0-литрового мотора сократился на 7,8%. Этот результат обусловлен большим литражом силового агрегата. В течение часа на холостом ходу 6-цилиндровый агрегат съедает свыше 1,5 литров топлива.
Второй маршрут имитировал движение в городе с пятью локальными заторами. Протяженность каждого установили около километра. 10 секунд езды на первой передаче сменялись 10-секундным простоем. В итоге экономичность сократилась до 4,4%.
Однако даже такой ритм редко встречается в мегаполисах. Чаще всего цикл простоя и движения меняется через пару секунд, из-за чего потребление возрастает
Главным недостатком «Старт-Стоп» является нелогичность работы в дорожных заторах, в которых время остановки составляет пару-тройку секунд. Не успевает мотор замереть, как поток вновь приходит в движение. В итоге отключение и включение силового агрегата идут без временных интервалов, один за другим, что очень вредно. В итоге при попадании в пробку водители выключают систему и стараются ехать по старинке, заставляя мотор работать на холостых оборотах. В итоге экономия прекращается совсем.
Но есть и приятные «побочные» эффекты от «Старт-Стоп». Эта система идет вместе с усиленными стартером и генератором, а также с аккумулятором, выдерживающим множество циклов заряда-разряда. Батареи имеют укрепленные пластины с пористым сепаратором, пропитанные электролитом. Новая конструкция пластин препятствует их осыпанию. В итоге ресурс батареи возрастает в три-четыре раза. Источник
Читайте также: Тише едешь, дальше будешь: сколько сэкономишь топлива, если ехать строго по правилам