Депутат горсовета Наталья Пинус опубликовала собственный анализ ситуации вокруг прихода «Сибирской генерирующей компании» в Новосибирск.
ПЕРЕВОД ТЭЦ-5 НА БУРЫЙ УГОЛЬ. ВЫВОДЫ
Дорогие друзья!
Я потратила около полугода на изучение вопроса законности и целесообразности перевода ТЭЦ-5, снабжающей половину Новосибирска теплом, на непроектный бурый уголь. Было написано много писем в разные инстанции, изучены экспертные заключения, состоялось общение с рядом экспертов и специалистов.
Я готова представить выводы.
Сразу хочу отметить, это мое личное мнение на сегодняшний день, и оно подкреплено фактами.
Я готова продолжить обсуждение обозначенных в публикации вопросов. Могу допустить, что в ходе обсуждения и получения дополнительной аргументированной информации по этим вопросам, выводы могут измениться.
Итак, факт перевода ТЭЦ-5 на непроектное топливо интересовал меня, исходя из ДВУХ АСПЕКТОВ.
ПЕРВЫЙ. Касается непосредственно перевода ТЭЦ-5 на новое топливо.
ВТОРОЙ. Касается системных вопросов принятия глобальных для города решений, затрагивающих интересы значительного числа горожан. Как принимаются такие решения?
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ?
Я считаю, что принятию решения о переводе ТЭЦ-5 на новый вид топлива должен предшествовать анализ последствий этого решения для горожан с точки зрения трех аспектов: экологической безопасности, технологической безопасности и тарифных последствий.
На мой взгляд, выводы в отношении этих вопросов должны быть сформированы специальными государственными органами и сертифицированными организациями. И после их анализа принято решение. Решение с аргументами и обоснованиями представлено в широкий доступ. После чего можно начинать процесс перехода на новое топливо.
Но этого сделано не было.
КТО ДОЛЖЕН БЫЛ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ?
Официально выводы и оценка последствий возможного перевода ТЭЦ-5 на сжигание бурого угля взамен проектного каменного возложены Министерством ЖКХ и энергетики Новосибирской области на специальную рабочую группу, созданную 11 мая 2018 приказом министерства ЖКХ N113.
Рабочая группа создана в целях оценки рисков, связанных со сжиганием бурого угля взамен проектного каменного на ТЭЦ-5. Именно это следует из ответа ио министра ЖКХ Д. Н. Архипова от 13 августа 2018 года.
Группа до сих пор не сформировала своих выводов и оценок. С момента создания группа собиралась дважды весной.
Отопительный сезон 2018−2019 годах запущен на буром угле.
ЕСТЬ ЛИ ПРЕТЕНЗИИ К «СГК»?
Это может показаться странным, но к Компании «СГК», новому владельцу ТЭЦ-5, у меня минимум вопросов в данной ситуации. Я вполне понимаю их мотивы перевода ТЭЦ на новое топливо, которые вполне соответствуют цели создания коммерческой организации, — это получение прибыли. Компания для этого создана, и ее действия на это нацелены. И ждать иного нелепо.
Но задача власти — оценить предложения коммерсантов, проанализировать их с точки зрения последствий принятия предлагаемых решений для жителей и представить свои выводы перед тем, как начнутся работы по модернизации оборудования ТЭЦ.
Я считаю, с этим органы исполнительной власти не справились.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Я полагаю, обсуждаемые вопросы очень важны. Людям важно понимать, что органы власти контролируют принятие глобальных для города решений.
А вдруг, например, НЗХК возьмет и решит установить для своего производства ядерный реактор для повышения производительности и прибыльности предприятия? Решение будет приниматься аналогично? Втихую и без анализа последствий?
АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРЕХОДА ТЭЦ-5 НА БУРЫЙ УГОЛЬ
Ниже представлены мои выводы по результатам исследования вопросов экологической безопасности, технологической безопасности и тарифных последствий перехода ТЭЦ-5 на бурый уголь.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Вне всяких сомнений, важно, чтобы замена топлива ТЭЦ-5 с каменного угля на непроектный бурый уголь не сказалась негативным образом на экологической ситуации.
Не скрою, я весьма настороженно отнеслась к первым проявленным в публичной сфере мнениям о том, что бурый уголь экологичнее каменного.
На сегодня мне известно о проведении пяти экспертиз в отношении перехода ТЭЦ на новое топливо. Сделаны замеры при сравнительных испытаниях работы котлов на буром и на каменном угле.
Заключения разных команд сходятся в следующем: дополнительного экологического вреда от сжигания бурого угля в сравнении с каменным не будет. По имеющимся у меня данным, по некоторым параметрам показатели бурого угля даже лучше. И да, выводы сделаны с учетом того, что калорийность бурого угля ниже и для выработки того же об’ема энергии его надо больше, чем каменного.
Это факты.
Можно, конечно, говорить, что данные некорректны, или что эксперты подкуплены. Наверное, можно говорить и так. Но от данных пяти экспертиз, которые работали независимо друг от друга, такими аргументами не так просто отмахнуться, согласитесь.
О ЗАГРЯЗНЕНИЯХ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НОВОСИБИРСКЕ
Если говорить о загрязнениях атмосферного воздуха в Новосибирске, то тут действительно, есть над чем работать. По имеющимся у меня данным, основными источниками загрязнения являются автомобили и небольшие котельные. Но это базовое предположение. Реального комплексного мониторинга атмосферного воздуха в городе Новосибирске нет. В этой связи безусловный интерес представляет то, к каким договоренностям по вопросу сотрудничества мэрии Новосибирска и Компании «СГК» в сфере мониторинга атмосферного воздуха мы пришли с техническим директором Компании «СГК» Олегом Петровым. И наметили конкретные действия. Об этом — в конце публикации.
О ЗОЛЕ
Да, действительно при переходе на бурый уголь встает вопрос о выработке золы. Есть мнение, что золы в варианте с бурым углем будет больше.
С одной стороны, вызывает беспокойство факт выделения летом 2018 года дополнительных земельных участков около 60 га под золоотвалы в Новолуговском сельсовете в верховьях реки Переборка.
Вместе с тем, по словам технического директора Компании «СГК» Олега Петрова, от этих земель компания будет отказываться. Политика компании в отношении золы будет реализовываться не в векторе устройства новых дополнительных золоотвалов, а в создании производств на основе зольных отходов ТЭЦ. Аналогично организована работа компании в других регионах присутствия. Так, производство материалов из зольных отходов организовано в Красноярске, Абакане, Кемерово. В итоге производится продукция, используемая в частности, для рекультивации земель, продукция имеет необходимые государственные экологические экспертизы. Ожидается, что аналогичное производство будет запущено и в Новосибирске. Именно в этом направлении планируется направлять инвестиции компании, а не в устройство золоотвалов, которое, к слову говоря, является весьма затратным в реализации мероприятием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Важная история. Очень. Особенно когда речь идет о таком стратегическом об’екте, который снабжает половину Новосибирска теплом. Изменение вида топлива требует весьма серьезной технологической модернизации оборудования ТЭЦ, которая проектировалась и всегда работала на другом топливе.
Очевидно, что это должно происходить под контролем надзорных органов, в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.
Моя обеспокоенность в этом вопросе была связана с высказанной Компанией «СГК» позицией летом 2018 года о том, что модернизация оборудования в данном случае не требует согласования с надзорными органами и регламентируется исключительно внутренними регламентами компании.
Поэтому мной было написано ряд запросов в контролирующие органы. Их официальные ответы определенно указали на необходимость согласований.
Ростехнадзор провел проверку, «в результате которой было выявлено 281 нарушение требований действующих нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности и электроэнергетики», — это следует из ноябрьских ответов Ростехнадзора на мои запросы.
Технический директор Компании «СГК» сообщил, что с Ростехнадзором определен срок устранение выявленных недостатков: к февралю 2019 года, и что компания с этими задачами своевременно справится.
Вместе с тем, на мой взгляд, в целом политика компании в отношении технологических аспектов свидетельствует о намерениях компании не идти по пути оперативного получения максимума прибыли при минимальных вложениях.
Модернизация котлов с использованием современного высокотехнологичного немецкого оборудования говорит о желании «играть вдолгую». Тут важно и то, что эта уже произведенная модернизация проведена компанией не за счет тарифов, а за собственный счет. И, как заверяет и руководство компании, и Департамент по тарифам Новосибирской области, эти затраты не будут включаться в тариф.
И тут мы плавно переходим к теме тарифов.
Отмечу только, что процесс отладки оборудования под новый вид топлива нельзя назвать завершенным. Он займет еще год-два, а то и больше.
Важно, чтобы этот процесс проходил под надзором контролирующих органов.
КАЧЕСТВО БУРОГО УГЛЯ
Есть еще один аспект, который связан и с экологическими вопросами, и с темой технологической отладки оборудования, и с тарифами — это входной контроль качества топлива. Это отдельная тема, которая, кажется, в настоящее время недостаточно оценена. Очевидно, когда поставщик топлива и генерирующая компания сливаются, как это произошло в ситуации с «СГК», входной контроль качества топлива снижается. По имеющейся у меня информации, в «прошлой жизни» ТЭЦ были нередки случаи, когда вагоны с углем, не пройдя входного контроля, возвращались поставщику. Теперь, когда поставщик и генерирующая компания одно целое, такое явление вряд ли будет частым. И у этого могут быть последствия.
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
Третий важный аспект этой истории. Тут есть два фактора: кто будет платить за технологическую модернизацию, и как новый вид топлива отразится на текущих затратах, которые определенно включаются в тариф (стоимость топлива и эксплуатационные расходы)?
Комплексная технологическая модернизация оборудования ТЭЦ-5, необходимая для перехода на бурый уголь и эффективного функционирования на новом виде топлива, по оценкам экспертов, может быть оценена в несколько сотен миллионов рублей.
Даже если экологического вреда переход на новое топливо не принесет, и условия технологической безопасности выполнены, встает вопрос о том, на чьи плечи лягут затраты на модернизацию? Кажется очевидным, что в данной ситуации, когда явной необходимости перехода на новый вид топлива нет, и инициатива вызвана исключительно новыми владельцами компании, затраты на модернизацию не должны попадать в тариф горожан.
Позиция «СГК» сводится к тому, что компания планирует реализовать этот переход за свой счет, то есть в тариф эти затраты включены не будут.
У Департамента по тарифам Новосибирской области в настоящее время аналогичная позиция: эти затраты не могут быть оценены как экономически обоснованные и включены в тариф.
Возможно ли, что эти подходы изменятся, ведь процесс модернизации не ограничивается 2018 годом (уже понесенные затраты по модернизации определенно в тариф 2019 года не включены)? Что, помимо слов уважаемых людей, может это гарантировать?
С этим, насколько я смогла разобраться на сегодняшний день, немного сложнее.
Если бурый уголь для ТЭЦ-5 появится в Схеме теплоснабжения города Новосибирска (сейчас там нет указания на тип угля), это может быть основанием для включения мероприятий по модернизации в инвестпрограмму, что может повлечь за собой попадание затрат в тариф, если руководство Департамента по тарифам посчитает затраты экономически обоснованными.
Схему теплоснабжения корректирует Минэнерго. От Совета депутатов в соответствующую комиссию, влияющую на принятие решений об изменении Схемы теплоснабжения, входят только два депутата. Сегодня руководитель Департамента по тарифам НСО считает модернизацию экономически необоснованными затратами. Условно завтра может быть назначен новый начальник департамента, который решит, что затраты вполне возможно включить в тариф.
Может, конечно, я дую на воду и излишне подозрительна, и ничего подобного не произойдет. Возможно. Но я посчитала нужным осветить этот аспект, потому что точно знаю, в наши дни возможно все.
Что касается стоимости топлива (эта строчка затрат безусловно в тариф включается), то тут пока оценки в пользу бурого угля. Впрочем, это может и измениться.
Затраты, необходимые для замены и ремонта сетевого хозяйства (труб), которые также включаются в тариф, в данном случае не имеет смысла рассматривать, так как эти затраты никак не связаны с маркой топлива.
ПОЧЕМУ СГК НЕ НУЖДАЕТСЯ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ В ТАРИФ
По словам технического директора СГК Олега Петрова, финансовая политика компании «СГК» отличается от предшественников (Компания «Сибэко»). Принципиальным отличием является то, что «Сибэко» была исключительно генерирующей компанией. Прибыль у компании возникала только за счет выработки и продажи тепла и электроэнергии.
Существенным сегментом бизнеса «СГК», помимо генерации, является разработка угольных месторождений и поставка угля.
Это дает больше возможностей для собственных инвестиций в сегмент генерации, что демонстрируется в готовности провести модернизацию перехода на новое топливо за свой счет.
Пожалуй, в этом есть логика.
Вообще же, если говорить о тарифах, я считаю, что переход на методику тарифообразования по методу альткотельной является единственно разумным вектором. Но это отдельная серьезная тема.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?
Кажется, основные вопросы к факту перевода ТЭЦ-5 на новое топливу у меня сняты. Хотя, конечно, совсем успокаиваться рано: надо дождаться реализации взятых обязательств (выполнение предписаний Ростехнадзора, недопущение включение затрат на модернизацию в тариф). Могут возникнуть и новые вопросы, ведь модернизация еще не завершена.
Но сейчас я хочу заострить внимание не на этом.
На том, что так и остался за бортом аспект того, как принималось это важное для города решение?
Почему межведомственная рабочая группа, специально созданная в Министерстве ЖКХ для оценки последствий перевода ТЭЦ-5 на новый вид топлива и формирования выводов, так эти выводы и не сформировала?
Ну хорошо, что мы как-то сами пост-фактум разобрались, что, кажется, более-менее терпима ситуация с экологическими последствиями (по данным экспертиз), технологическую безопасность после нескольких запросов проверил Ростехнадзор и выдал предписания. Кажется, затраты на модернизацию не попадут в тариф.
А если бы выводы получились другие? Что было бы тогда?
И почему людям самим пришлось искать ответы на эти вопросы?
Почему это своевременно не сделала исполнительная власть с участием профильных «специалистов различных ведомств» и не представила горожанам?
А если завтра Гусинобродский полигон ТБО вдруг решит захоранивать отходы атомной промышленности — прибыльное же дело. Власть будет также в стороне? И если общественность случайно не узнает о произошедшем, то, кажется, такой факт вообще может произойти незаметно.
Вот это страшно, хотя мои примеры с НЗХК и с Гусинобродским полигоном и являются в данном случае черным юмором.
Эта ситуация показала, что нужно серьезным образом менять подходы к принятию важных решений в городе. Решений, которые затрагивают интересы большого числа горожан.
Как ставить власть в ответственную позицию по серьезным вопросам, затрагивающим многих горожан? — Это непростой и очень важный вопрос.
ВИШЕНКА НА ТОРТЕ
После всех высказанных в адрес власти обоснованных, на мой взгляд, претензий и, не умаляя остроты поставленных вопросов, хочу рассказать, как выше обещала, о договоренности, достигнутой с руководством «СГК» в лице технического директора Олега Петрова.
Речь идет о закупке Компанией «СГК» современной системы мониторинга атмосферного воздуха, которая будет работать на весь город Новосибирск, а не только в зоне территорий, где размещены об’екты «СГК».
Подобные современные комплексы мониторинга воздуха сегодня установлены в некоторых городах России, например в Красноярске, в Москве и в других городах.
Компания «СГК» выразила готовность не только закупить соответствующий современный технологический комплекс для города, но и оплачивать текущие расходы на обеспечение его работы.
Кстати, по имеющейся у меня информации, подобная социально ориентированная позиция компании не нова. Во всех регионах присутствия компании «СГК», ей реализуются те или иные социальные программы.
В результате работы комплекса мониторинга воздуха будет производиться регулярная оценка состава атмосферы в разных точках города. Это позволит выявить конкретные факторы максимального загрязнения и спланировать мероприятия по улучшению экологической обстановки в городе.