Компания Google продлила до лета 2021 года удаленный режим работы почти 200 тыс. своих сотрудников и подрядчиков. В России, по данным Минтруда, в онлайн-режиме во время пандемии работали почти 6 млн человек. Будет ли развиваться этот формат и дальше, как он скажется на уровне жизни в регионах и насколько это выгодно крупным компаниям — в материале «Известий».
В начале февраля, когда коронавирус активно начал распространяться за пределами Китая и компании одна за другой стали переходить в онлайн, агентство Bloomberg описало происходящее как «крупнейший в мире эксперимент по удаленной работе». 27 июля The Wall Street Journal сообщил, что Google продлила удаленный режим работы до следующего лета. Решение было принято после споров среди группы топ-менеджеров. Сотрудники компании не работают в офисах с марта.
В условиях пандемии на дистанционную работу были вынуждены перейти даже те, кто не задумывался об этой возможности, а компании, и раньше имевшие сотрудников на удаленке, стали расширять эту сеть. Так, весной сообщалось, что компания «Ростелеком» даже после окончания пандемии может оставить часть сотрудников работать дистанционно, таким образом обеспечив более привлекательные условия труда и сэкономив на офисах.
— Некоторая часть сотрудников работала удаленно еще до пандемии, — рассказали в пресс-службе «Ростелекома». – Как правило, вопрос перевода на удаленную работу решался индивидуально, в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивался сотрудник, это могли быть как личные причины, связанные со здоровьем или семейными обстоятельствами, так и со спецификой работы. Удаленная работа часто практиковалась среди IT-персонала. Например, в команде разработчиков видеосервиса Wink около четверти сотрудников и до пандемии работали удаленно.
В «Ростелекоме» отмечают, что к работе в условиях пандемии были готовы — еще до режима вынужденной самоизоляции в компании имелась развернутая инфраструктура на 40 тыс. удаленных сотрудников, под такой формат работы была подготовлена и нормативная база. Инфраструктура эта была немедленно задействована и расширена.
При этом в компании подчеркивают, что на качестве работы изменение формата не сказалось, а «в некоторых сегментах качество выполнения отдельных задач только улучшилось».
По теме: Названы самые востребованные профессии после снятия ограничений
Коммерческий директор сервиса «Работа.ру» Владимир Корицкий соглашается: опыт локдауна показал, что в удаленном режиме можно работать не менее эффективно, чем из офиса:
— По нашим данным, в этом уверены 75% работодателей. Во время самоизоляции бизнес оценил все преимущества такого формата работы: прежде всего, это экономия на аренде и обслуживании офисов.
В прошлом году, когда о пандемии даже не догадывались, специалисты HeadHunter отмечали, что увеличить число удаленных сотрудников планирует каждая десятая фирма, не работали с ними только 34% российских компаний, в основном из регионов. В мае нынешнего года портал Superjob провел исследование, выяснив, что 21% опрошенных компаний, чьи сотрудники работают дистанционно во время карантина, после завершения режима самоизоляции намерены оставить персонал работать из дома — по крайней мере, на время.
Мировые компании — такие как Google и Facebook — также сообщали, что собираются оставить часть сотрудников на удаленной работе и после пандемии. А Twitter, в свою очередь, уже позволил сотрудникам, если они могут работать удаленно, самим выбрать, откуда они будут выполнять свои обязанности после пандемии: из офиса или из дома.
По пути Twitter пошли и некоторые российские компании. Основатель и CEO компании SegmentStream Константин Юревич рассказал, что компания еще в марте, на фоне только-только начинающейся пандемии, решила отказаться от офиса в пользу удаленной работы. По его словам, в конечном итоге это позволило сэкономить миллионы рублей и в целом по-другому посмотреть на организацию работы. При этом совсем от офиса компания отказываться не намерена.
— Офис планируем снова снять, но работать каждый будет, откуда ему удобно, — пояснил «Известиям» Юревич.
Тренд на онлайн сохранится, тем более что сферы, где можно работать удаленно, не ограничиваются IT, маркетингом, call-центрами и консалтингом, полагает коммерческий директор Работы.ру Владимир Корицкий.
Многие компании, по его словам, за время изоляции начали думать о передаче части функций на аутсорс, например, бухгалтерии и первичного поиска сотрудников.
— Мы наблюдаем стремительную трансформацию многих сфер нашей жизни, российский бизнес показал, что может сдерживать сильные удары и меняться в критических условиях, — говорит Корицкий.
По теме: Фрилансеры считают – самоизоляция негативно отразилась на качестве работы
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов рассказал «Известиям», что пандемия уже повлияла на рынок труда и после нее он будет другим. К тому времени в России должен быть принят подробный закон об удаленной работе. На прошлой неделе он прошел первое чтение в нижней палате парламента. В законопроекте закрепляется понятие удаленной работы, закрываются нормативные пробелы: например, прописывается, что сотрудник на удаленке не обязан отвечать на звонки в нерабочее время — таким образом должна быть устранена проблема переработки, которая возникла с массовым переходом на дистанционный формат работы.
Нилов отмечает, что удаленная работа становится всё более популярной: работодатели и дальше будут активнее привлекать фрилансеров и работников из регионов. Но для того чтобы говорить о возможном повышении уровня жизни, должно пройти время.
— Это скорее нужно рассматривать как возможность для регионов и их жителей. Еще до пандемии многие работники, особенно в IT-сфере, имели возможность получать хорошую зарплату в крупных федеральных компаниях, работая из глубинки, — говорит Нилов. — Думаю, это может привести к появлению агентств по поиску удаленных работников. Их ведь еще найти нужно: тех, кто достаточно компетентен, кто готов к удаленной работе. Компании в свою очередь понимают, что сотрудники могут работать из дома, с дачи, и в таких условиях можно отказаться от офиса или снимать не пять комнат, а всего одну. Для них это экономия — компетентному человеку в регионе можно платить сумму, на которую найти сотрудника в Москве практически нереально.
Например, иногороднему тестировщику программного обеспечения «Ростелекома» платят около 60 тыс. рублей, что примерно вдвое больше, чем средняя зарплата в этом регионе.
В «Ростелекоме» допускают, что в обозримом будущем уровень жизни в регионах за счет расширения сети удаленных работников в крупных компаниях может повыситься:
— Это возможно, так как крупные компании повлияют на конъюнктуру рынка труда, что скажется на региональном уровне жизни в целом.
По теме: 3 главных недостатка удаленной работы
Впрочем, официально подсчитать эффект перехода предприятий на удаленную работу пока невозможно. В Росстате «Известиям» пояснили, что не собирают информацию о количестве сотрудников, перешедших в онлайн, и их зарплате. Соответственно, очень сложно оценить и эффект воздействия нового формата работы на жизнь в регионах: по идее, большое число дистанционных работников должно давать более высокий средний уровень жизни, но где — по месту работы или по месту жительства — статистика учитывает их зарплату, не ясно.