Ольга Седакова: «В России очень редко бывает настоящая потребность в учителе»

14.12.2019 6:05

Ольга Седакова: «В России очень редко бывает настоящая потребность в учителе»

Тайга.инфо: Среди ваших учителей были Сахаров, Лотман, Аверинцев, Бибихин, даже Венедикт Ерофеев какое-то время. Как происходил ваш выбор учителей? Что вы взяли от каждого из них?

— Я должна сразу поправить, что Сахарова я не знала лично, поэтому никаким учителем он для меня не был. Учителями я бы назвала для себя тех, с кем я действительно лично общалась. Потому что можно, в конце концов, учиться у Гете и еще у кого-то, но назвать себя учеником Гете ты не сможешь. Учителя для меня — это люди, с которыми действительно происходило прямое общение, диалог: не только они тебе что-то говорили, но и ты, как ученик, сдавал им экзамен (не обязательно в школьном смысле).

Я думаю, это необычная сторона моей жизни, встречи с учителями. Чем дальше я живу, тем больше понимаю, как мне посчастливилось. Так получилось, что, начиная со школьных лет, у меня были прекрасные учителя — даже по таким предметам, по которым я не должна была для них представлять какого-то особого интереса. Допустим, по математике или музыке. Пожалуй, первым я бы назвала моего учителя фортепиано, Михаила Григорьевича Ерохина. Он тогда был совсем молодой человек, и судьба свела нас случайно, потому что ему пришлось давать уроки, чтобы сводить концы с концами. Потом он стал концертирующим пианистом, и уроки кончились. Он для меня открывал не только музыку, но и весь мир культурных смыслов. Потому что он сам закончил Центральную музыкальную школу еще при Генрихе Нейгаузе, и в то время, видимо, их прекрасно и разносторонне учили. Он читал мне стихи, которых я не знала. От него я впервые услышала Рильке. На уроке он прочитал его стихи из «Часослова» по-немецки (переводов Рильке тогда было не найти) и тут же стал переводить. И здесь, услышав эти строки, я поняла, что случилось что-то такое, что меняет всю мою жизнь. Он посылал меня посмотреть какие-то вещи в московских музеях: чтобы сыграть определенную музыку, он советовал посмотреть, например, на такой-то пейзаж.

Замечу: я сама никогда не искала учителей, они будто сами приходили. Но надо сказать, что в этом все равно необходима определенная обоюдность.

Тайга.инфо: Это был такой птичий язык для тех, кто понимает более тонкие вещи?

— Если и язык, то такой, которому никто не учит. В нем нет регулярных правил. Просто, посмотрев на Эль Греко, я могла понять, как я буду играть эту музыку. Какой у нее ритм, динамика и так далее. У Михаила Григорьевича было образование, совсем не похожее на все, что я видела в окружающих меня людях, и широчайшие интересы: собственно говоря, все лучшее в мировой культуре. В словесности, в живописи, в архитектуре… И он со мной всем этим делился. Мне было лет 10–12, когда я с ним начала заниматься. И продолжалось это до конца школы. Все это время мы обсуждали разные вещи. Я ему показывала свои стихи, которые в это время сочиняла, в которых ничего особенно интересного не было. Помню, как, прочитав одно из них, он мне сказал: «Ну, знаешь, в этом стихотворении ничего особенного нет, похожие печатают и у нас в журналах, но если бы я был твоей мамой, то меня бы оно напугало: по нему видно, что какой-то путь выбран, и этот путь не сулит ни легкой жизни, ни удачи». Кажется, здесь и прозвучали эти стихи Рильке о пути, которым тот, кто ушел, все еще идет, а может быть, давно уже погиб в пути.

Тайга.инфо: Не сулит — в советском мире?

— Ну да, в том мире, в котором мы жили. Он не называл его, естественно, советским, тогда никто так не говорил. Я бы сказала: в мире агрессивно-варварском. Как нам преподавали в школах все гуманитарные дисциплины, как об этом велся публичный разговор — это, конечно, страшное дело.

Но у меня появлялись, как я говорила, учителя, советчики в разных областях. В университете лучшие, действительно гениальные филологи были моими учителями: такие, как Михаил Викторович Панов. На первом курсе я его встретила. Это наш великий фонетист, и, конечно, я бы никогда не поняла, насколько интересна фонетика русского языка, фонетика стиха, если бы не он. Никита Ильич Толстой (правнук Льва Николаевича Толстого, — прим. Тайги.инфо), у которого я писала диплом по славянским древностям. Каждый из университетских учителей открывал передо мной какую-то новую область.

Аверинцев и Лотман моими университетскими учителями, строго говоря, не были. Аверинцеву не давали преподавать в университете вплоть до перестройки. Но он в те годы читал свой знаменитый курс по византийской эстетике, факультатив на истфаке. На истории искусств Ольга Сигизмундовна Попова читала историю иконописи, и мы туда ходили. Александр Моисеевич Пятигорский читал двухгодичный курс по истории индийской мысли. Мераб Мамардашвили — по философии ХХ века… Можно было слушать великого лингвиста Андрея Зализняка. Сейчас трудно представить себе такое созвездие блистательных имен в одном месте, в одно время.

Аверинцев, кроме того, читал лекции в самых разных местах — такие, «концертного» типа: например, о Вагнере в Обществе филофонистов. Где-то объявлялась его лекция о чем угодно — и вся Москва сбегалась. Хотя мне не пришлось сдавать экзамены Аверинцеву, но его воздействие было для меня определяющим. Для меня была крайне важна перспектива, в которой он все видит. Я, когда что-то делала, пыталась представить: а как Аверинцев на это посмотрит? У него была перспектива широкая и свободная, которая начиналась с библейских и античных времен и продолжалась до двадцатого века, и это само по себе уникально. Классики обычно занимаются Римом и Грецией, библеисты — Библией, но чтобы при этом еще писать, допустим, о Юнге, как это делал Аверинцев! От него я узнала о Пауле Целане, он мне его читал впервые. Он указал мне на Поля Клоделя, и я перевела его пьесу и стихи.

С Юрием Михайловичем Лотманом я впервые встретилась еще студенткой, в Тарту, на студенческой конференции. Юрий Михайлович с удивительным демократизмом присутствовал на всех докладах студентов, участвовал в обсуждениях. Это поражало, как и вся обстановка Тартуского университета. Для нас Тарту и вообще Эстония тогда были «нашей Европой».

С Владимиром Владимировичем Бибихиным я познакомилась значительно позже, и если он стал для меня учителем, то уже в другом, не школьном смысле.

Веничку Ерофеева я встретила, когда была на втором курсе, мне было 18 лет. Меня к нему привел его почитатель из Владимира, который учился со мной на одном курсе. Веничка был окружен тогда группой «владимирцев» — молодых людей, которые с ним вместе учились во владимирском пединституте, откуда его потом выгнали. Но они его не покинули. Веничка был, конечно, такой наглядной демонстрацией, насколько можно быть свободным от принятых взглядов — не только политических, но и вообще ото всего, что кругом происходит. Конечно, я такого и близко не видела, как Веня. Такого нонконформизма.

Тайга.инфо: Был момент, когда вы как ученица Венички решили не общаться с ним дальше?

— Было постепенное дистанцирование. Это совпало с тем временем, когда он стал знаменитым и признанным. В его доме стали появляться все, кому представлялось лестным познакомиться с автором «Петушков». Разные «большие люди». И сам Веня уже не был, на мой взгляд, таким независимым как прежде, потому что ему это тоже тешило самолюбие: а у меня сегодня был такой-то и так далее. И это уже несколько не то. Кроме того, мне интереснее уже было с другими.

Тайга.инфо: Почему так выходит, что кому-то нужны учителя, а кому-то не нужны?

— Да, это интересно. Хотя Марина Цветаева думала, что это случается с каждым.

«Есть некий час — как сброшенная клажа:

Когда в себе гордыню укротим.

Час ученичества, он в жизни каждой

Торжественно-неотвратим».

Я думаю, встреча с учителем — это дар. Но дары даются в ответ на какую-то просьбу. Ты еще даже не знаешь, или не осознаешь, но что-то в тебе требует, что-то хочет вот этого — чтобы тебя учили. В нашей стране, к сожалению, редко бывает настоящая потребность в учителе. Ученичество ко многому обязывает. Ты должен быть готов принимать волю другого. Учитель — это человек, который будет тебя поправлять, и чем больше он доверяет ученику, тем решительнее поправляет. Поскольку я сама преподавала в университете и заметила, что у нас люди очень мало готовы меняться и слушать другого. Слушают с интересом — и уходят такими же, как пришли. Сравнивая с опытом преподавания в Англии, могу сказать, что там есть студенты, которые гораздо легче к этому относятся, хотят меняться и меняются. У нас же, в общем-то, господствует больное самолюбие. Оно включается слишком рано, тогда, когда человек должен еще не «стоять на своем» во что бы то ни стало, а действительно слушать другого.

Тайга.инфо: Человек делает выбор наставника, морального авторитета, и это меняет его в ту или иную сторону. Как человек может понять, что этот выбор сделан верно?

— Я не знаю. Здесь бы я сказала, как Пастернак:

«Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать».

Если ты доверяешь — а особенно это относится к области духовных отношений в строгом смысле слова… У меня был духовный отец, священник, которого я встретила в юности, и мне не приходило в голову проверять его советы, размышлять, правильно ли, что я его слушаю, или нет. Просто если ты доверился, то остается слушать.

Вообще у нас очень широко распространена другая жажда — жажда не в учителе, а в авторитете. В источнике готовых универсальных решений. И даже хуже: в кумире. Но кумир, идол — это не учитель. Отношения учителя и ученика — сложные, взаимные и вовсе не связаны с тем, что учителя обожествляют или кумира из него делают. К тому же, как известно, кумиров, когда они не исполняют твоих желаний, сокрушают. А об учителе навсегда хранят благодарную память.

Тайга.инфо: Как-то вы говорили, что «дружеский круг так же непредсказуем, как появление великого произведения». Появление ваших учителей — это было так же непредсказуемо? И существовала ли для вас грань между ученичеством и дружбой?

-Да, я думаю, что это процесс непредсказуемый; для меня, во всяком случае. Глядя назад, я не могу понять, откуда и почему это получилось. И мои учителя, если они не исчезали из моей жизни по разным причинам, то становились моими старшими друзьями. К какому-то моменту старших друзей у меня было больше, чем ровесников. Мне было интереснее со старшими. А теперь -интереснее с младшими!

Тайга.инфо: Ваш опыт становления был возможен, когда были живы эти люди, ваши учителя. К кому вы сами сегодня прислушиваетесь? Что вас сегодня меняет?

— То, что последние несколько лет на меня производит самое сильное впечатление (в словесности, в мысли, к сожалению, я уже давно такого не встречаю) — это композиторы: Александр Вустин, Валентин Сильвестров, Арво Пярт. Их сочинения меня в чем-то меняют.

Тайга.инфо: В своей статье «Посредственность как социальная опасность» вы упоминаете императив Гете «умереть и стать»: «И пока у тебя нет этого, / Вот этого: Умри и стань! — / Ты только унылый гость / На тусклой земле). И пишете, что как раз «этого боится посредственность». Что это означает? Для человека, живущего в «обыденности», этот смысл чаще всего непонятен.

— Stirb und werde, умереть и стать — это то, чего Гете ждал от себя и от каждого человека, даже необязательно от художника, если человек хочет быть достойным жителем на земле. Это настоящий рост, гораздо более драматичный, чем человек себе представляет: человеку кажется, что он будет себе постепенно умнеть, совершенствоваться… А тут такое: лететь, как бабочка на огонь. Человек по гетевской формуле — stirb und werde! — должен представить, что многое, что в нем есть, может просто исчезнуть, что он потеряет это — может быть, самое дорогое для себя — чтобы найти новое. В стихотворении Гете речь идет о мотыльке, который летит на огонь.

«Я хочу петь живое,

Когда оно стремится к огненной смерти».

Тайга.инфо: Что это для посредственности?

— Посредственность меньше всего готова от чего-либо в себе отказаться, она до последнего держится за себя как за данность. Есть такая пьеса Элиота «Убийство в соборе». И там главный герой — святой Фома Бекет, он возвращается из-за границы туда, где он прежде служил, и собирается проповедовать, находясь во вражде с королем. И эта вражда ничего, кроме гибели, ему не сулит. И в пьесе есть хор: его прихожане. Пьеса Элиота построена по античному образцу, как в древнегреческой трагедии: протагонист и хор. И вот сначала они его ждут, и хор поет: как мы без тебя скучаем, Фома, как нам с тобой было хорошо! А потом, когда он появляется — и всем понятно, к чему это приведет, они начинают другую песню: уходи скорее, нам это не нужно, у нас был холод, голод, но все-таки мы жили. Припев такой: «Но все-таки мы жили!» То есть пусть будет что угодно, но все-таки мы жили! Больше всего посредственность боится утраты вот этой данности. Конфликт — между героем, который знает, на что идет, и хором, который к нему, вообще говоря, очень хорошо относится: они не какие-нибудь еретики или неверующие. Но они просят: только не надо нас втягивать, все-таки мы жили…

Тайга.инфо: Что должно случиться, чтобы произошел переворот сознания, как это было в девяностые? Возможен ли этот переворот сознания сегодня и что в нем является ключевым?

— Я думаю, то, что вы называете переворотом или обращением, каким-то глубоким изменением — оно возможно всегда. Конечно, есть времена, более располагающие к этому, а есть не очень располагающие: живи как все — и всё. Но это, в конце концов, не определяет того, что происходит с отдельным человеком. Я думаю, сегодня как раз время внутреннего труда. В девяностые этого было меньше, потому что перемены были более внешними, открылся увлекательный мир новых встреч и путешествий, новых вещей, новой информации, и он так захватывал, что о внутреннем труде как раз мало кто думал.

Сейчас эпоха нарастающей реакции. Такая эпоха всегда толкает человека обратиться к себе, общаться со своим внутренним миром. И здесь может быть много поворотов — не столь серьезных, как stirb und werde, умереть и стать, — но для человека, который здесь вырос, человека любого поколения, даже молодого, очень многое надо бы изменить в своих взглядах. Не для того, чтобы стать героем, а просто для того, чтобы стать полноценным человеком, я бы сказала. Потому что искажение человека, произошедшее за советское время, огромно. В какую сторону меняться? В сторону большей ответственности и самостоятельности. Как раз в девяностые об этом не много думали. Восстановить простой навык человека самостоятельного, отвечающего за себя, а не говорящего «а нас так учили». Готовность платить за свои взгляды: раз ты так думаешь, то так и делай. Какое-то собирание цельной личности, а не рассыпанность: здесь я буду таким, а здесь другим. Чтобы все было связано с одним центром.

Тайга.инфо: Как-то раз в одной православной церковной лавке я поинтересовался у продавщицы, есть ли у них книги Меня, Сурожского, Аверинцева или что-нибудь, например, о Павле Адельгейме. И получил совет, что интересоваться такими книгами опасно. Как вы считаете, откуда такое мировоззрение среди православных? Есть ли смысл говорить о двух православиях: государственном и живом?

— Увы, существуют в церковном пространстве люди сверхконсервативные. И эту свою упертость они и считают «правильным» православием. Такое стало возможным, когда церковь перестала быть гонимой; она наполнилась совершенно другими людьми. И почему-то она привлекла людей характерно коммунистического воспитания. Они как будто просто переменили одну доктрину на другую. За собственную жизнь они ответственности не несут: ну были мы раньше неверующими, а теперь мы верующие, теперь мы знаем, как правильно! На месте церкви им нужна идеологическая инстанция, на месте христианского учения — доктрина, с которой живые и настоящие учителя веры, как владыка Антоний Сурожский, отец Александр Мень или отец Александр Шмеман просто несовместимы. Раньше их ненавидели как «антисоветчиков», теперь — как «еретиков».

Что касается «двух православий», государственного и живого, я не стала бы так обобщать. Церковная среда в наши дни очень пестрая, там чего только нет, и она, конечно, как следует не описана. Вы можете встретить прекрасных батюшек и их приходы, которые, в общем-то, не обязательно «шмемановские». Разные есть пути внутри живого православия.

Тайга.инфо: Как сегодня быть православным христианином в России? Как ходить в церковь, подвластную государству? Сегодня у вас есть духовник?

— Мой духовный отец умер 12 лет назад. И никого взамен ему я, естественно, не нашла, да и не искала. Потому что я думаю, что духовный отец может быть один в жизни. Что делать? Для меня самой это тяжелый вопрос. Ведь что бы ни говорили против идеи коллективной вины (каждый отвечает за себя), — но если ты член церкви, ты отвечаешь за то, что она делает. Поэтому когда там провозглашаются прямо антихристианские вещи (а это бывает), то что делать?

В католицизме положение другое. У католиков нет нашего советского и постсоветского наследства, и они уже давно живут в реальной современности, а не в «устоях святого средневековья». Пастыри обращены к человеку, к живому и личному. Иоанн Павел II говорил, что семейная наследственная вера — это уже не наша эпоха; сегодня время людей, которые лично пришли ко Христу. На протяжении многих веков европейскому (да и российскому) человеку не так дорого стоило быть христианином: так его воспитывали в семье, этому учили в школе. Теперь такая передача традиционной веры мало действует. Во всяком случае, характерная фигура западно-христианской современности — это не человек, выросший в благочестивой семье, а тот, который сам сделал свой выбор. Христианских государств больше нет, вера — частное дело, и это вера меньшинства, во всех странах.

Тайга.инфо: В одном интервью вы сказали, что многие уже очень давно пишут стихи без духовной работы. Поскольку поэт — «показательный человек», хотелось бы понять, что такое духовная работа для поэта?

— Да, многое, на мой взгляд, пишется без необходимости. Читая, я не чувствую, что была какая-то необходимость в том, чтобы появилось это стихотворение: их можно написать еще сотню или вообще не писать, и от этого ничего не изменится. А ведь бывало иначе. Все знают мандельштамовское «Мы живем, под собою не чуя страны» и его историю. Когда это стихотворение случилось, как описывал это Владимир Вениаминович Бибихин, как будто молния ударила. Произошла встреча человеческого голоса с историей. И это стоило автору жизни. Конечно, это крайний случай. Не все стихи — и великие стихи — такие. Но все они что-то делают с человеком, с историей, с космосом, наконец.

Тайга.инфо: Что такое духовная работа для человека, не наделенного поэтическим даром?

— Духовная работа — это как минимум не закрывать для себя реальность, не говорить: «Об этом я думать не буду, это меня не касается». Хотя бы немного отключить инстинкт самосохранения. Потому что чему и противопоставлена духовная жизнь, так именно этому самосохранению, отказу от гетевского stirb und werde, умереть и стать, про которое мы говорили. Это очень рано теперь воспитывается. «Об этом не будем!» — так тебе может сказать, в общем-то, уже ребенок, школьник. То есть не бояться того, что для тебя составляет боль, не бояться страха. Не бояться признавать, что этот страх есть.

Тайга.инфо: Интересно, что посредственность держится за себя и не хочет меняться, хотя таким образом встреча с собой истинным на самом деле еще не произошла.

— Да, они считают, что держатся за себя, но на самом деле они держатся за данность, как в этом хоре у Элиота: «Но все-таки мы жили!» — за то, что есть что-то, что мы потеряем и не получим взамен ничего другого.

Тайга.инфо: На что можно надеяться в современной России?

— В России можно надеяться на то, что сама Россия очень мало в себе ценит. И за что ее действительно любят в мире. Когда я ездила по миру, я встречала самых разных людей: англичан, французов и итальянцев, которые видели имеющуюся здесь возможность, и люди со стороны чувствуют ее живее, чем мы. Не гордиться победами — это абсолютно никому не интересно: кому может быть интересен этот милитаристский, архаичный образ? Интересно то, на что можно надеяться и что не истреблено у нас за все эти жестокие годы: все-таки есть в здешнем человеке природная склонность к милосердию. Способность к состраданию.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Юлино царство. Тимошенко мечтает управлять Украиной Как уберечься от телефонных мошенников Как выбрать оригинальные угги? Кейт Миддлтон родила принцу Уильяму троих детей за время их брака Пассивный доход: в чем выгода партнерской программы

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций