Обратный эффект: что теряет Прибалтика после ссоры с Лукашенко

04.09.2020 12:54

Обратный эффект: что теряет Прибалтика после ссоры с Лукашенко

Власти Латвии, Литвы и Эстонии первыми в Евросоюзе объявили санкции против Александра Лукашенко. В черном списке еще 29 чиновников. В Минске пообещали принять “адекватные меры”. И это не пустые слова: экономика Латвии и особенно Литвы сильно зависит от белорусского транзита.

Стратегический изъян географического положения Белоруссии — отсутствие выхода к морю. Приходится транспортировать товары через соседей. Так, в прошлом году порт Клайпеды обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это треть общего грузопотока. В частности, через Клайпеду прошли 9,8 миллиона тонн удобрений “Беларуськалия”. Однако сейчас Литва настроена по отношению к Александру Лукашенко наиболее недружественно: Вильнюс не признал результаты президентских выборов, вводит санкции, приютил белорусскую оппозицию.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис и глава МИД Линас Линкявичюс отреагировали сдержанно. “Заявления носят угрожающий характер, заставляют анализировать ситуацию. Может быть, белорусское правительство убедит президента подсчитать убытки и, я думаю, здравый смысл возобладает”, — выразил надежду министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс. Переориентация белорусских грузов на другие направления нанесет ущерб Минску, так как путь через Литву — самый короткий, подчеркнул он.

Перенос транзита из Прибалтики в Россию обсуждали и раньше. Так, встречаясь в ноябре 2012-го с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, Лукашенко отметил, что этот регион располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом — четыре морских порта. “Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем”, — сказал тогда президент Белоруссии. И добавил: “Мы принципиально приняли решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам надо серьезно проработать эту тематику”.

Дрозденко инициативу поддержал и был готов содействовать выработке справедливых тарифов. Однако вскоре политическая конъюнктура поменялась, и “многовекторный батька” начал, как ему тогда казалось, серьезно сближаться с Западом. Мнимая “оттепель” между Минском и европейскими столицами продолжалась, в сущности, до этого года — и проект перевода белорусского транзита из Прибалтики в Россию был неактуален. Но сейчас, после травматического осознания Лукашенко того, как на самом деле относятся к нему в ЕС в общем, и в Балтии в частности, пришло время стряхнуть пыль с давнего плана.

Обратный эффект: что теряет Прибалтика после ссоры с Лукашенко

По теме: Балтийский берег: почему Литва стала центром сопротивления Лукашенко

Некоторые литовские политики встревожены последними новостями. “Правительство Литвы, угрожая Лукашенко, допрыгалось. Если Белоруссия в самом деле прекратит транзит через Клайпеду, то в Литве пострадает не одно предприятие. Наш порт, “Литовские железные дороги” столкнутся с огромным экономическим кризисом, после чего начнется волна увольнений. Государственный бюджет недополучит как минимум 30% налогов от грузопотоков. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения — это сегодня основной груз”, — подчеркивает бывший депутат горсобрания Клайпеды Вячеслав Титов.

Порт Клайпеды считается наиболее динамично развивающимся в Прибалтике — в значительной степени именно благодаря белорусам. Население города — 150 тысяч человек, и каждого третьего обеспечивает работой морская гавань.

Депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая подтверждает, что сегодня именно этот вопрос в Литве самый актуальный. “А не погорячились ли наши политики? Дискуссии на данную тему не утихают, мнения разделяются, — рассказывает она. — Одни считают, что Литва слишком активно взяла на себя роль опекуна оппозиционного движения Белоруссии и резко осуждают выбранный политический курс. Другие стоят на страже демократических ценностей и утверждают, что любой ценой нужно поддержать белорусов в стремлении “сбросить диктатора”.

До 2006 года Белоруссия пользовалась латвийскими портами — в Венспилсе и Риге. Но в Минске сочли, что путь через Клайпеду удобнее и дешевле.

В Латвии планировали переманить к себе хотя бы часть белорусского транзита. Еще недавно Лукашенко ждали в Риге — визит наметили на весну, но из-за пандемии коронавируса перенесли на сентябрь. В июле в Латвии побывал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей — в разговорах с местными должностными лицами он всячески выражал заинтересованность в развитии сотрудничества с Евросоюзом в целом и Латвией в частности — особенно в транспортной сфере, логистике, транзите, сельском хозяйстве и высоких технологиях.

Латыши встречали такие рассуждения благосклонно — и понятно почему: за первое полугодие железнодорожные грузоперевозки в стране сократились на 47,2% (до 11,563 миллиона тонн). Пришлось уволить 1500 сотрудников компании “Латвийские железные дороги” — 24% всего персонала. Предприятие распродает локомотивы, вагоны и вынуждено свернуть проект по собственной электрификации, на который уже выделили крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС.

Обратный эффект: что теряет Прибалтика после ссоры с Лукашенко

По теме: Почему Западу не выгодна отставка Александра Лукашенко

Официальная Рига тянула с однозначным осуждением действий Лукашенко после выборов. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич даже высказался в том духе, что антибелорусские санкции нежелательны, так как это лишь еще сильнее привяжет Минск к Москве. Но в итоге “особое мнение” Латвии не позволили — уклониться от участия в общем негодовании латышам не удалось. И Ринкевич заявил: визит Александра Лукашенко в Ригу “ввиду последних событий невозможен и снят с повестки дня”.

Действительно, это нивелирует то, что путь через российские порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 100-200 километров дольше. Собственно, сама по себе перевозка — меньшая часть затрат. Важнее портовые, транзитные, инвестиционные сборы, стоимость оформления грузов, таможенные пошлины.

К слову, еще в 2017-м Владимир Путин поставил задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через российские порты и железные дороги. Правда, и тогда делу помешала “многополярность” Лукашенко. Источник

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Утепляем пол на чердаке – минеральная вата или пенополиутретан Франция – Аргентина 30 июня: прямая-онлайн трансляция Над Россией взойдёт «жизнерадостная» Луна Любимые, но не народные. Кто из артистов не получил звания Большой выбор женских сумок из кожи

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций