Новосибирску пора повернуться к реке лицом: Алексей Мазур о взаимоотношениях города и Оби

18.07.2018 5:07

Новосибирску пора повернуться к реке лицом: Алексей Мазур о взаимоотношениях города и Оби

Когда-то Новосибирск возник на пересечении двух великих путей: речного, в виде Оби, и Транссибирской железнодорожной магистрали. До прихода в Сибирь железной дороги почти вся торговля и перемещение грузов шло именно по речным путям. По ним же ранее двигались казаки и первые русские колонисты, перетаскивавшие волоком свои челны из одного речного бассейна в другой.

Но сегодня значение реки и как транспортной артерии, и как инфраструктуры самого города во многом утрачено. Практически прекратились грузовые перевозки, существенно сократились пассажирские. Северный завоз сегодня идет из Томска, а новый речной порт в Мошковском районе существует только на бумагах.

Новосибирск — чуть ли не единственный сибирский город, который «развернут спиной» к протекающей через него реке. Лишь недавно в городе появилась достойная набережная, но расположена она далеко от центра и только на одном берегу. Река сегодня воспринимается как препятствие, разделяющее город на две части.

Ближе к центру река «глядит» на задворки города: бывшие склады, промзону, которую уже начали хаотично застраивать. Даже в тех местах, где жилые кварталы подходят близко к берегу, река не имеет благоустройства, в лучшем случае — убогонький пляж (за редким исключением, вроде «Марселя» и «Европейского берега»). Тем не менее, река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа» (хоть и замусоренная), а на речных островах даже располагаются дачные общества.

река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа»

Очевидно, что у Новосибирска есть два способа выстраивания взаимоотношений с великой рекой. Один, который по инерции реализуется сейчас, — пустить всё на самотек, дать возможность хаотично и бессмысленно застроить прилегающие к Оби промзону и склады, забыть о реке, как о способе транспорта и оставить ее острова в диком состоянии.

Другой способ, который кажется более подходящим третьему городу России, — осознать важность реки, как транспортной артерии, как природной достопримечательности и развернуть город лицом к ней. Но для этого необходимо взаимодействие трех уровней власти, для этого нужна стратегия развития реки, ее берегов и речного транспорта. И для этого нужно придерживаться выбранной стратегии. Как мы понимаем, со всем этим в Новосибирске обстоит не очень хорошо.

Например, простой вопрос: а к какому уровню власти относятся речные пассажирские перевозки по реке? Вроде бы они де-факто проходят по территории города, значит, это муниципальный уровень. Но как только выходят за границы — уже областной. Вопрос благоустройства фарватера Оби относится к федеральному уровню. А участки под пристани и под Речной вокзал — это земля города.

Даже в режиме самотека жизнь на реке продолжается. Примером тому является компания «Речфлот», которая увеличивает перевозки пассажиров на речных судах. Большую популярностью пользуются такие предложения компании, как экскурсии с Музеем Новосибирска («Шесть мостов»), детская программа с Новосибирским областным театром кукол («Путешествие по волнам»), пассажирская линия до Аквапарка, туристические маршруты на Обское водохранилище.

Но дальнейшее развитие водных перевозок упирается в отсутствие береговой инфраструктуры Оби в Новосибирске и его ближайших окрестностях, рассказали представители «Речфлота» Тайге.инфо. Нет достаточного числа причалов, нет их увязки с транспортными узлами и местами отдыха. Там где есть, например, у Аквапарка, там есть и стабильный пассажиропоток.

И пока нет единой продуманной политики по отношению к реке и речным перевозкам, такая инфраструктура появиться не может.

Один из примеров межведомственной неразберихи — проблема Речного вокзала в Новосибирске. У нас в городе есть место, которые все называют «Речной вокзал», есть такая станция метро. А Речного вокзала — нет. Его бывшее здание превращено в офисный центр.

«Речфлот» предложил построить новое здание Речного вокзала на площадке рядом с причалом на основе частно-муниципального партнерства. От города — участок, от «Речфлота» — инвестиции.

Однако городские чиновники не проявили энтузиазма. Есть несколько отписок от департаментов архитектуры и строительства и земельных и имущественных отношений. То это земля передана МУП «Заельцовский парк», то отведена под Михайловскую набережную, то Речной вокзал не предусмотрен проектом планировки.

То есть планировали-планировали территорию Речного вокзала, но про сам вокзал забыли. Хотя всем очевидно: другого места для него не может быть, ведь только здесь к реке выходит метро.

Решение проблем Оби необходимо с чего-то начинать. Было бы логично, если бы координирующую роль в этом вопросе взяло бы на себя правительство Новосибирской области, которое может согласовать интересы разных структур и ведомств. У муниципалитета сегодня нет ни ресурсов, ни политической возможности для решения крупных инфраструктурных задач.

В правительстве Новосибирской области сегодня идет обсуждение планов агломерации, включая комплексную транспортную схему. Компания «Речфлот» направила свои предложения по включению в КТС агломерации ряда остановочных пунктов для речных судов от Краснообска на юге до Заельцовского парка на севере — чтобы там были не только причалы, но и коммуникации к ним. И, конечно же, знаковой проблемой остается здание (вернее, его отсутствие) Речного вокзала в Новосибирске.

Пока чиновники всех уровней при решении задачи транспортной доступности исключают целый вид транспорта — водного — вопросы связанные с развитием береговой инфраструктуры, решаться не будут.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В день открытия ЧМ-2018 Европарламент призвал РФ соблюдать права человека, признал Сенцова политзаключенным и потребовал его освобождения Ошибки в расходе денег становятся причиной их быстрого исчезновения Лунное затмение 27 июля 2018: влияние на знаки зодиака Пенсионная реформа в России 2018: последние новости Прогноз. Дания – Франция: команды не выявят победителя 26.06.2018

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций