Новосибирску пора повернуться к реке лицом: Алексей Мазур о взаимоотношениях города и Оби

18.07.2018 5:07

Новосибирску пора повернуться к реке лицом: Алексей Мазур о взаимоотношениях города и Оби

Когда-то Новосибирск возник на пересечении двух великих путей: речного, в виде Оби, и Транссибирской железнодорожной магистрали. До прихода в Сибирь железной дороги почти вся торговля и перемещение грузов шло именно по речным путям. По ним же ранее двигались казаки и первые русские колонисты, перетаскивавшие волоком свои челны из одного речного бассейна в другой.

Но сегодня значение реки и как транспортной артерии, и как инфраструктуры самого города во многом утрачено. Практически прекратились грузовые перевозки, существенно сократились пассажирские. Северный завоз сегодня идет из Томска, а новый речной порт в Мошковском районе существует только на бумагах.

Новосибирск — чуть ли не единственный сибирский город, который «развернут спиной» к протекающей через него реке. Лишь недавно в городе появилась достойная набережная, но расположена она далеко от центра и только на одном берегу. Река сегодня воспринимается как препятствие, разделяющее город на две части.

Ближе к центру река «глядит» на задворки города: бывшие склады, промзону, которую уже начали хаотично застраивать. Даже в тех местах, где жилые кварталы подходят близко к берегу, река не имеет благоустройства, в лучшем случае — убогонький пляж (за редким исключением, вроде «Марселя» и «Европейского берега»). Тем не менее, река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа» (хоть и замусоренная), а на речных островах даже располагаются дачные общества.

река сохраняет огромный рекреационный потенциал — почти посреди полуторамиллионного мегаполиса сохраняется «дикая природа»

Очевидно, что у Новосибирска есть два способа выстраивания взаимоотношений с великой рекой. Один, который по инерции реализуется сейчас, — пустить всё на самотек, дать возможность хаотично и бессмысленно застроить прилегающие к Оби промзону и склады, забыть о реке, как о способе транспорта и оставить ее острова в диком состоянии.

Другой способ, который кажется более подходящим третьему городу России, — осознать важность реки, как транспортной артерии, как природной достопримечательности и развернуть город лицом к ней. Но для этого необходимо взаимодействие трех уровней власти, для этого нужна стратегия развития реки, ее берегов и речного транспорта. И для этого нужно придерживаться выбранной стратегии. Как мы понимаем, со всем этим в Новосибирске обстоит не очень хорошо.

Например, простой вопрос: а к какому уровню власти относятся речные пассажирские перевозки по реке? Вроде бы они де-факто проходят по территории города, значит, это муниципальный уровень. Но как только выходят за границы — уже областной. Вопрос благоустройства фарватера Оби относится к федеральному уровню. А участки под пристани и под Речной вокзал — это земля города.

Даже в режиме самотека жизнь на реке продолжается. Примером тому является компания «Речфлот», которая увеличивает перевозки пассажиров на речных судах. Большую популярностью пользуются такие предложения компании, как экскурсии с Музеем Новосибирска («Шесть мостов»), детская программа с Новосибирским областным театром кукол («Путешествие по волнам»), пассажирская линия до Аквапарка, туристические маршруты на Обское водохранилище.

Но дальнейшее развитие водных перевозок упирается в отсутствие береговой инфраструктуры Оби в Новосибирске и его ближайших окрестностях, рассказали представители «Речфлота» Тайге.инфо. Нет достаточного числа причалов, нет их увязки с транспортными узлами и местами отдыха. Там где есть, например, у Аквапарка, там есть и стабильный пассажиропоток.

И пока нет единой продуманной политики по отношению к реке и речным перевозкам, такая инфраструктура появиться не может.

Один из примеров межведомственной неразберихи — проблема Речного вокзала в Новосибирске. У нас в городе есть место, которые все называют «Речной вокзал», есть такая станция метро. А Речного вокзала — нет. Его бывшее здание превращено в офисный центр.

«Речфлот» предложил построить новое здание Речного вокзала на площадке рядом с причалом на основе частно-муниципального партнерства. От города — участок, от «Речфлота» — инвестиции.

Однако городские чиновники не проявили энтузиазма. Есть несколько отписок от департаментов архитектуры и строительства и земельных и имущественных отношений. То это земля передана МУП «Заельцовский парк», то отведена под Михайловскую набережную, то Речной вокзал не предусмотрен проектом планировки.

То есть планировали-планировали территорию Речного вокзала, но про сам вокзал забыли. Хотя всем очевидно: другого места для него не может быть, ведь только здесь к реке выходит метро.

Решение проблем Оби необходимо с чего-то начинать. Было бы логично, если бы координирующую роль в этом вопросе взяло бы на себя правительство Новосибирской области, которое может согласовать интересы разных структур и ведомств. У муниципалитета сегодня нет ни ресурсов, ни политической возможности для решения крупных инфраструктурных задач.

В правительстве Новосибирской области сегодня идет обсуждение планов агломерации, включая комплексную транспортную схему. Компания «Речфлот» направила свои предложения по включению в КТС агломерации ряда остановочных пунктов для речных судов от Краснообска на юге до Заельцовского парка на севере — чтобы там были не только причалы, но и коммуникации к ним. И, конечно же, знаковой проблемой остается здание (вернее, его отсутствие) Речного вокзала в Новосибирске.

Пока чиновники всех уровней при решении задачи транспортной доступности исключают целый вид транспорта — водного — вопросы связанные с развитием береговой инфраструктуры, решаться не будут.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Какие нужны условия для хранения шин? Видеорегистратор лучший подарок на 23 февраля Над Россией взойдёт «жизнерадостная» Луна Renault Kiger будет стоить дешевле конкурентов Новое извержение щитового вулкана Питон-де-ла-Фурнез было заснято на камеру

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций