Депутат новосибирского горсовета Наталья Пинус сходила на публичные слушания по бюджету города и обозначила темы, которые нужно обсуждать до принятия главного финансового документа муниципалитета.
Три вопроса. Вот и вся активность горожан и их заинтересованность в том, как мэрия распоряжается городским бюджетом. Конечно, при такой активности нечего думать о том, что что-то будет меняться.
В этой публикации я хочу кратко рассказать о трех весьма настораживающих тенденциях, которые имеют отношение к бюджету Новосибирска. Эти вопросы надо ставить, обсуждать и заставлять власть искать решения.
- Снижение бюджета города, направляемого на развитие
Наблюдается стабильная динамика снижения средств, направляемых городом на развитие. Бюджет развития минимален. Речь идет прежде всего об объектах капитального строительства.
Новые объекты строятся только через софинансирование федерального и областного бюджетов при минимальном софинансировании города. Самостоятельно новые объекты, как это было раньше, городом не строятся.
Из городского бюджета на капстроительство заложено:
- 2019 год - 1087 млн руб
- 2020 год - 516 млн руб
- 2021 год - 291 млн руб
Что происходит?
Значительная часть бюджета РФ и региона формируется прежде всего за счет поступлений с территорий крупных городов. Далее этот бюджет отчасти направляется обратно в город, но через госпрограммы.
Исходя из моего анализа двух федеральных программ: "Комфортная городская среда" и "Безопасные качественные дороги", я пришла к выводу, что выделение средств в большем или меньшем размере, а также процент софинансирования городскими бюджетами - это совершенно неясные показатели. Одним много, другим мало. И процент софинансирования очень разный.
Отчего это зависит, совершенно непонятно. Видимо, от каких-то субъективных политических факторов. И это крепкий крючок, на котором держится вся вертикаль. На мой взгляд, это очень нездоровый фактор.
Как видим, бюджет развития и так уже ниже невозможного. Остальные расходы - это то, что нельзя резать по большому счету. Случись что, нам просто некуда ниже падать. Только еще больше увеличивать долговые обязательства города.
- Увеличение долга города
В своей презентации начальник департамента финансов сказал, что долг города "держится на экономически безопасном уровне".
А теперь посмотрим на цифры.
2018 год - долг города составляет 87% от доходов;
2019 год - 92%;
2020 год - 92%;
2021 год - 95%.
Для справки, в 2014 год долг города составлял 54% от доходов. Как вам такая динамика? И чего мы ждем?
- Поступление в казну от аренды земельных участков
Не устаю поднимать этот вопрос. Задолженность бизнеса за аренду земли перед бюджетом составляет более 4,3 млрд рублей. А ведь это основная статья собственных неналоговых поступлений в казну города.
И эта задолженность постоянно растет. С 2014 года она выросла более, чем на 100%.
На следующие годы запланировано снижение поступлений от аренды земельных участков.
2019 год - в бюджете города заложено 2,7 млрд руб поступлений от аренды земельных участков;
2020 год - 2,6 млрд руб;
2021 год - 2,5 млрд руб.
Я задала вопрос, как учтены долговые обязательства по аренде в этих цифрах?
После долгих хождений вокруг за около выяснилось, что в запланированных доходах 2019 года, например, заложено погашение долга в 250 млн рублей (из 4,3 млрд!). Хотя, признаться, учитывая стабильно увеличивающуюся динамику, запланированный доход вероятно не будет получен. Это приведет только к одному. К тому, что долговые обязательства города еще больше возрастут.
Вот такие совсем не радужные дела в динамике.
При этом бюджет на публичных слушаниях одобрен и рекомендован совету депутатов к принятию. Обсуждение будущего бюджета города только стартовало. У меня есть еще комплекс вопросов.