Народный режиссер: Сергей Бондарчук – эпоха великого кино

25.09.2020 12:05

Народный режиссер: Сергей Бондарчук – эпоха великого кино

100 лет назад, 25 сентября 1920 года, родился Сергей Бондарчук — автор киноверсий «Войны и мира» и «Судьбы человека», лауреат премии «Оскар». Журналист Алексей Королев вспомнил, как Бондарчук не хотел экранизировать Толстого, за что в молодости его особенно выделяли однокурсники и какой почти забытый фильм мастера теперь совершенно обязателен к просмотру.

В 1946 году кинорежиссера Сергея Герасимова назначили руководителем актерской мастерской во ВГИКе. Студенты заканчивали первый курс, поток был необычайно большим — 56 человек. После первых же просмотров Герасимов принял радикальное решение: на второй курс перейдут только восемь девушек (среди них Клара Лучко, Инна Макарова, Муза Крепкогорская) и ни одного юноши. Герасимов объявил дополнительный набор — только мужчин. Среди поступивших вчерашних десятиклассников выделялся один — почти зрелого возраста, с медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией» на гимнастерке.

Актерский опыт, помимо жизненного, тоже имелся: еще до войны служил в театре в Грозном. «Чему же я буду тебя учить? — по легенде спросил Герасимов абитуриента на экзамене, — Ты же готовый актер». Сергей Бондарчук не стал спорить.

Как и почти весь выпуск Герасимова 1948 года, он снялся в «Молодой гвардии». Никого из главных героев Бондарчук не мог сыграть по возрасту, поэтому довольствовался ролью второго плана — подпольщика Валько — и Сталинской премии ему не досталось.

Но кинематографу всегда нужны красивые актеры — даже больше, чем талантливые. А если артист обладает эффектной внешностью и талантлив (кстати, все без исключения однокурсники Бондарчука отмечали его яркое комическое дарование — совершенно не реализованное впоследствии) — слава не будет его долго дожидаться. Через каких-то четыре года Бондарчук — самый молодой народный артист СССР в стране, лауреат Сталинской премии I степени, открытки с его фотографией продаются в каждом киоске, а на «Кавалера Золотой Звезды» и «Тараса Шевченко» стоят очереди в кинотеатры.

Все 50-е он действительно много снимался. «Адмирал Ушаков», «Отелло», «Попрыгунья», «Неоконченная повесть» — разноплановые роли, безупречная техника, громадный успех. Его желание стать еще и режиссером многие восприняли как блажь знаменитости, да и вообще тогда так не было принято. Тем более что от актерской профессии Бондарчук отказываться не собирался.

Народный режиссер: Сергей Бондарчук – эпоха великого кино

«Судьба человека» — история обывателя, брошенного в ад и не просто выжившего, но и победившего, причем дважды, сперва на войне, а затем после, преодолевая ее последствия. Скупой на приемы (что режиссерские, что актерские), почти камерный (как бы это ни звучало странно применительно к данной истории) фильм обнаружил, что кинематографу повезло не просто с ярким актером: в небедных на военные драмы 60-х «Судьба человека» стоит абсолютно наособь.

Поразительно, но «Войну и мир» Бондарчук снимать не хотел. Он грезил чеховской «Степью» и даже почти запустился. Но вмешались внешние обстоятельства, на этот раз принявшие форму анекдота. Группа советских военачальников, посмотрев (а, может быть, и не посмотрев) вышедшую в прокат американскую «Войну и мир», написала в ЦК возмущенное письмо, мол, а где же наша экранизация национального гения, да вот у нас и режиссер подходящий на примете.

По легенде Бондарчука уговаривала сама Фурцева, он согласился при условии, что найдет себе подходящего сценариста и что ему не придется экономить на батальных сценах. Сценарист легко нашелся в лице Василия Соловьева, никому не известного кинодраматурга, зато, как и Бондарчук, фронтовика. С постановочными ресурсами дело обстояло сложнее. Разумеется, бюджет в распоряжении Бондарчука был практически неограниченным, но деньги в СССР решали далеко не всё.

Директор картины Николай Иванов в своем дневнике бесстрастно фиксирует проблемы: нет в нужном количестве лошадей и всадников, одних пряжек требуется 21 тыс., а русские борзые, собранные по частным владельцам, категорически отказываются изображать свору охотничьих собак. «Война и мир» не только великий фильм, его вклад в отечественный кинематограф еще и материален: после съемок осталась, по сути, заново созданная индустрия больших кинопостановок. Начиная от 11-го отдельного кавалерийского полка, сформированного специально для Бондарчука и сохраненного впоследствии в составе Советской армии и заканчивая хорошо подготовленными кадрами: строителями крупных декораций на натуре и парикмахерами, которых научили ремеслу выписанные из Парижа куаферы.

Главный фильм в жизни Бондарчука остался без национальных наград (не считать же таковой главный приз Московского кинофестиваля): вторую Ленинскую премию (первая была за «Судьбу человека») давать было нельзя, Государственную посчитали недостаточно престижной, а орденов за конкретное произведение не вручали. «Оскар», вопреки сложившемуся стереотипу далеко не первый в истории нашего кино (и не считавшийся, кстати, особенно престижной наградой, Гран-при в Каннах ценился куда выше), Бондарчук сперва, быть может, счел и не слишком адекватной компенсацией за шесть лет жизни — именно столько длилась работа над «Войной и миром» — и пережитую на съемках клиническую смерть. Но статуэтка эта выписала режиссеру пропуск туда, куда его коллеги-соотечественники практически не попадали: на съемочные площадки мирового кино.

Народный режиссер: Сергей Бондарчук – эпоха великого кино

Собственно, за границей Бондарчуку доводилось работать и раньше: еще в 1960 году его снял Роберто Росселини в фильме «В Риме была ночь». Итальянцы, видимо, вообще дышали к Бондарчуку неровно: во всяком случае, Дино Де Лаурентис другого режиссера для своего мегапроекта «Ватерлоо» (1970) даже не рассматривал. Гигантский бюджет (35 млн тогдашних долларов — самый дорогой голливудский фильм того года «Тора! Тора! Тора!» обошелся в 25 млн), куча звезд — и сплошные батальные сцены.

Бондарчуку было где развернуться. Увы, доступ к неограниченному количеству лошадей и актерам уровня Орсона Уэллса не помогли: бедность драматического материала и слишком близкое соседство с «Войной и миром» провалили «Ватерлоо» в прокате. Но это было еще полбеды: Бондарчук оказался как бы заперт в золотую клетку собственного «большого стиля». Он твердо ассоциировался теперь с гигантскими массовками, перемещающимися по экрану полками, летающей камерой и декорациями на гектар. И если «Они сражались за Родину» (1975) получились почти шедевром, то «Красные колокола» (1982) и «Борис Годунов» (1986) трудно назвать даже просто удачами.

Но в промежутке между эпопеями Бондарчук успел поставить фильм, который многие так и не увидели и не разглядели — ни тогда, ни сейчас. Ту самую «Степь», которую он мечтал перенести на экран еще в 1961 году. Шестнадцать лет спустя Бондарчук снял едва ли не самый личный и самый кинематографичный фильм, в котором бескрайний простор — место не для кавалерии, а для размышлений о жизни, Родине и Боге. Бондарчук-лирик и Бондарчук-патриот в «Степи» объединились самым естественным образом.

Народный режиссер: Сергей Бондарчук – эпоха великого кино

Последние несколько лет жизни Бондарчука оказались скомканными. Его беспощадно и беспричинно обругали на известном V съезде Союза кинематографистов в 1986 году, сделав едва ли не главным символом «застоя в кинематографе» (на деле, как довольно скоро выяснилось, никогда не существовавшего). Потерпела неудачу попытка экранизации «Тихого Дона» на «Мосфильме» — требуемого бюджета студия предоставить уже не могла. Бондарчук занимался какими-то удивительными вещами — снимался в трехсерийном таджикском (!) детективе «Случай в аэропорту», озвучивал казахского актера в советско-египетском фильме «Султан Бейбарс». В конце 1989 года он нашел итальянского продюсера для «Тихого Дона».

Это был очень странный фильм. Телевизионный, на английском языке, с англоязычными исполнителями главных ролей. История банкротства продюсера, последующего ареста материала банком-кредитором и роли, которую вся эта ситуация сыграла в уходе из жизни Сергея Бондарчука в 1994 году, слишком хорошо известна, чтобы напоминать ее еще раз. В 2006 году пленка была выкуплена Первым каналом и сын режиссера Федор Бондарчук смонтировал «Тихий Дон». Законченную самим Бондарчуком 10-серийную версию фильма до сих пор не видел никто. Источник

Читайте также: Петр Тодоровский – азбука жизни: биография, творчество, любимые женщины

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Стыд и храм: почему в Европе горят, рушатся и за бесценок продаются церкви График работы банков и почты в Украине на новогодние праздники 2021 год 11 лучших игр про постапокалипсис Поведение ребенка, которое должно обеспокоить родителей Григорий Лепс опозорился на свадьбе Эмина Агаларова

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций