Один из крупнейших русских поэтов ХХ века, драматург Владимир Маяковский всегда стоял на страже санитарного просвещения, отличался чистоплотностью и имел опыт самоизоляции, рассказали РИА Новости в Государственном музее Маяковского.
Четырнадцатого апреля исполняется 90 лет со дня смерти великого поэта. “У Маяковского был опыт самоизоляции. Ровно два месяца, с 28 декабря 1922 до 28 февраля 1923 года он по уговору с Лилей Брик выходил только в редакцию, а в остальное время сидел дома. Огромный человек, запертый в маленькой комнате на Лубянском проезде, без перерыва писал стихи.
Результат, правда, того стоил: появилась гениальная поэма “Про это”. Еще Маяковский – “певец кипяченой и ярый враг воды сырой” – всегда стоял на страже санитарного просвещения. На его плакатах – страшные зеленые холера и тиф. Его коммуна стерильна, и всех радуют якобы уже изобретенные роботы – “телевоксы”, – научный сотрудник музея Галина Антипова.
По словам сотрудников музея, повышенная чистоплотность Маяковского стала результатом несчастного случая в семье.
Сложно сказать, как поэт отреагировал бы на нынешнюю эпидемиологическую ситуацию, но, по словам Антиповой, строчки Маяковского – “Шагай, стомиллионная масса, // в ста миллионах масок!” – сегодня обретают новый смысл.
“Последние десятилетия мы все открываем для себя нового Маяковского, под другим углом смотрим на всё его творчество. Маяковский – художник, Маяковский – рекламщик, Маяковский – в театре, кинематографе. Удивительная полнота творческой личности не даёт нам сказать: “вот теперь то мы знаем кто таков Владимир Маяковский”. В далеком прошлом осталось однобокое представление о Маяковском как “поэте революции”, – добавила начальник отдела мемориальных квартир Наталья Черкашина.
В связи со сложной ситуацией вокруг пандемии COVID-19, Музей Маяковского временно закрыт для посетителей, поэтому впервые за долгие годы не будут организованы встречи и посещение могилы на Новодевичьем кладбище, чтение стихотворений у памятника на Триумфальной площади. Вместо этого сотрудники учреждения к памятной дате решили провести ряд мероприятий в онлайн-формате.
“(Во вторник) 14 апреля с 10 часов 15 минут (время, когда в “комнатенке-лодочке” прозвучал роковой выстрел) и до конца дня мы будем выкладывать в социальных сетях фотоматериалы, опубликуем прощальное письмо, адресованное “Всем”, написанное за два дня до смерти, покажем посмертную маску и разместим знаменитое обращение Лили Брик к Иосифу Сталину, после которого Маяковский на официальном уровне стал “лучшим и талантливейшим поэтом”, – сообщила ученый секретарь музея Наталья Качур.
По ее словам, на официальном сайте учреждения также появится презентация “30 дней. Роковой выстрел. Обратный отсчет”, которая расскажет о последнем месяце жизни поэта, который болел, мучаясь от тоски, любви и уязвленного самолюбия. “Также будут размещены кинохроника – как Москва прощалась с “железным” поэтом – и воспоминания современников и родных о трагическом событии – презентация “Твой выстрел был подобен Этне”, – добавила она.
Сотрудники музея отмечают, что творчество Маяковского остается востребованным в наши дни и пользуется большой популярностью не только у молодежи, но и людей старшего поколения, которые приходят расширить свое представление о творчестве любимого поэта.
“Владимир Маяковский очень прямой поэт, он требовал бескомпромиссности не только от читателей, но, прежде всего, от себя. Он максимально искренен и прям, сердцем наружу, с абсолютно полной самоотдачей. Такая поэзия не может не волновать спустя и столетие. Прибавьте к этому профессионализм и ответственность подхода к своему труду, “выгранивание” строк, и получится рецепт востребованности творческого наследия Владимира Маяковского на протяжении уже почти века. Слова Маяковского зажигают сердца, как бы пафосно это ни звучало, потому что сами горят огнём искренности и правды”, – отметила Черкашина.
По ее словам, Маяковский – настоящий поэт вне времени, потому что его строки остаются актуальными, несмотря на меняющиеся политические парадигмы и настроения общества. “В чем секрет? – Маяковский никогда не врал”, – заключила она.
Читайте также: Что стало с героинями Д’артаньян и три мушкетёра