«Любвестрадания», «гимны», «социальный протест» и другие направления музыки

27.07.2018 1:06

«Любвестрадания», «гимны», «социальный протест» и другие направления музыки

Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур выступает в непривычной для себя роли музыкального критика. Но профессионализм его столь велик и могуч, что даже факт непонимания музыки его не остановил. Да это и не про музыку, а про жизнь.

Недавно волею судеб и организаторов я оказался на странном для меня мероприятии — «Высоцкий.Фест», отборочном туре для фестиваля «Нашествие». Культурный обозреватель Тайги.инфо уехала в творческий отпуск, а редакция посчитала, что я могу написать на любую тему.

Чтобы было понятно, какой я мастодонт в музыке, скажу, что рок я слушал на кассетных магнитофонах в те годы, когда Цой действительно был жив. Со второй половины 90-х годов за музыкальной жизнью я следить перестал, хотя подозреваю, что мало что пропустил. Моё восприятие музыки довольно простое: либо это должно быть очень красиво и суперпрофессионально (а российские эстрада, шансон и рок не очень красивы и профессиональны), либо должен быть смысл.

Меня познакомили с членами жюри фестиваля. Чтобы был понятен уровень моего непрофессионализма, могу сказать, что когда меня познакомили с Алексеем Козиным, с которым я сидел потом несколько часов рядом, я сначала удивился, что в Новосибирске, оказывается, есть продюсерский центр и профессиональная студия записи. Потом удивился, что он не знает ни меня, ни наш сайт, зато крайне осведомлен о жизни в кремлевских кабинетах. И только спустя несколько дней узнал, что это известный продюсер из Москвы, интервью с которым безуспешно пытался взять мой куда более профессиональный коллега (точнее интервью было взято, но короткое и не все вопросы прозвучали).

Конечно же, организаторы совершили большую ошибку, позвав меня на творческий конкурс. Я ведь критик по жанру, всегда нахожу во всем недостатки и считаю статью неудачной, если не испортил настроение её персонажам. При всем уважении к выступавшим коллективам, и понимая, что художника каждый может обидеть, не буду изменять своим привычкам.
Поэтому прежде чем перейти к основной части, хочу сказать всем участникам «Высоцкого Фест» — вы большие молодцы (кроме одного)! Я был приятно удивлен уровнем выступавших, учитывая ту среду, в которой им пришлось «расти» (а точнее — её полное отсутствие). Таких выступлений, чтоб можно было сказать словами Высоцкого «У нас в кафе молочном „Ласточка“ официантка может так», не было совсем. Все поднялись над уровнем самодеятельности, но в большинстве своем не достигли уровня профессионализма — за исключением, на мой некомпетентный взгляд, группы «Рви меха» из Новосибирска.

Но я забегаю вперед.

Итак, место проведения «Высоцкий.Фест» — лофт «Подземка». На первом этаже люди, прожекторы, камеры, за сценой экран, на который транслируется изображение выступающего (а за ним еще изображение изображения, и так уходящая в бесконечность змея из солистов, которая из-за задержки сигнала еще и извивается время от времени). На втором этаже, судя по всему, были диванчики со зрителями. Я их не видел, но ведущие время от времени общались со вторым этажом, и оттуда доносились какие-то крики.

Жюри сидело за столом в глубине зала напротив сцены, а я за этим же столом сбоку.

Могу сказать, что прослушал я музыкальные коллективы «Царёв_Experience», «Южный сектор», «ЦаллерFM», «Платина», «ВИА THE PEOPLE», «Рейв Паллада», «New day», «Ночное солнце», «Рви меха» и других исполнителей. Сначала я подумывал дать свои комментарии к каждому выступающему со сцены претенденту в легенды русского рока, но потом решил, что мои оценки все же могут кого-то задеть и опечалить, несмотря на мой непрофессионализм, поэтому решил ограничиться просто классификацией выступлений.

Как человеку слова мне важен смысл в песнях. Музыка — это прекрасно, но ведь это был не конкурс композиторов, правда? 90-е годы стали эрозией смыслов, старый рок умер, поскольку те, кто «ждал перемен», дождался совсем не тех перемен, о которых мечтал.

По смыслам песни конкурсантов делились на несколько типов:

— «Любвестрадания». «Я тебя любил, ты меня бросила, я одинок, ты тоже, обнимай меня скорей, не ходи с ним, ходи со мной» (это я образно). Этот сегмент плотно оккупирован эстрадой и Стасом Михайловым. Не ходите дети туда, хотя там пасется 90% потенциальных слушателей.

— «Баллада». Изложение драматических событий в песенной форме, очень недооцененный жанр, присутствует только в блатном шансоне сегодня. Сюда можете ходить.

— «Гимны». Призыв на подвиг, воззвание к богу, молитва перед великим свершением, объединяющая людей песня. Жанр вымер в середине прошлого века, так как юзался сверх меры тоталитарными режимами. Но, в принципе, еще лет триста назад был самой популярной песенной формой (вспомните Марсельезу).

— «Социальный протест». Вымер в 90-е с этим самым протестом (и разочарованием в протесте). Но теперь возрождается, и спрос на него есть.

К чему я это все? Просто давно хотел написать, но не было повода.

Но прошу, не пренебрегайте смыслом слов, особенно если понимаете, что не достигли еще в музыке уровня Элтона Джона или группы Queen.

Ну, а победителями новосибирского «Высоцкий.Фест» стали группа «Ночное солнце», Валентина Каркозова, Дарья Бернанчук, Евгений Царёв, группа «ВИА THE PEOPLE» и группа «Рви меха», с чем я их и поздравляю.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Луна 26 июля 2018 — растущая или убывающая луна, лунный календарь сегодня, какая фаза сегодня Как найти человека, чей номер телефона вам неизвестен Футбол Россия – Швеция 11 октября 2018: результат матча, кто победил, видео Николай Носков стабилизировал состояние своего здоровья после перенесённого инсульта Новый летний образ Аллы Борисовны Пугачевой покорил сердца многих людей

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций