Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур выступает в непривычной для себя роли музыкального критика. Но профессионализм его столь велик и могуч, что даже факт непонимания музыки его не остановил. Да это и не про музыку, а про жизнь.
Недавно волею судеб и организаторов я оказался на странном для меня мероприятии — «Высоцкий.Фест», отборочном туре для фестиваля «Нашествие». Культурный обозреватель Тайги.инфо уехала в творческий отпуск, а редакция посчитала, что я могу написать на любую тему.
Чтобы было понятно, какой я мастодонт в музыке, скажу, что рок я слушал на кассетных магнитофонах в те годы, когда Цой действительно был жив. Со второй половины 90-х годов за музыкальной жизнью я следить перестал, хотя подозреваю, что мало что пропустил. Моё восприятие музыки довольно простое: либо это должно быть очень красиво и суперпрофессионально (а российские эстрада, шансон и рок не очень красивы и профессиональны), либо должен быть смысл.
Меня познакомили с членами жюри фестиваля. Чтобы был понятен уровень моего непрофессионализма, могу сказать, что когда меня познакомили с Алексеем Козиным, с которым я сидел потом несколько часов рядом, я сначала удивился, что в Новосибирске, оказывается, есть продюсерский центр и профессиональная студия записи. Потом удивился, что он не знает ни меня, ни наш сайт, зато крайне осведомлен о жизни в кремлевских кабинетах. И только спустя несколько дней узнал, что это известный продюсер из Москвы, интервью с которым безуспешно пытался взять мой куда более профессиональный коллега (точнее интервью было взято, но короткое и не все вопросы прозвучали).
Конечно же, организаторы совершили большую ошибку, позвав меня на творческий конкурс. Я ведь критик по жанру, всегда нахожу во всем недостатки и считаю статью неудачной, если не испортил настроение её персонажам. При всем уважении к выступавшим коллективам, и понимая, что художника каждый может обидеть, не буду изменять своим привычкам.
Поэтому прежде чем перейти к основной части, хочу сказать всем участникам «Высоцкого Фест» — вы большие молодцы (кроме одного)! Я был приятно удивлен уровнем выступавших, учитывая ту среду, в которой им пришлось «расти» (а точнее — её полное отсутствие). Таких выступлений, чтоб можно было сказать словами Высоцкого «У нас в кафе молочном „Ласточка“ официантка может так», не было совсем. Все поднялись над уровнем самодеятельности, но в большинстве своем не достигли уровня профессионализма — за исключением, на мой некомпетентный взгляд, группы «Рви меха» из Новосибирска.
Но я забегаю вперед.
Итак, место проведения «Высоцкий.Фест» — лофт «Подземка». На первом этаже люди, прожекторы, камеры, за сценой экран, на который транслируется изображение выступающего (а за ним еще изображение изображения, и так уходящая в бесконечность змея из солистов, которая из-за задержки сигнала еще и извивается время от времени). На втором этаже, судя по всему, были диванчики со зрителями. Я их не видел, но ведущие время от времени общались со вторым этажом, и оттуда доносились какие-то крики.
Жюри сидело за столом в глубине зала напротив сцены, а я за этим же столом сбоку.
Могу сказать, что прослушал я музыкальные коллективы «Царёв_Experience», «Южный сектор», «ЦаллерFM», «Платина», «ВИА THE PEOPLE», «Рейв Паллада», «New day», «Ночное солнце», «Рви меха» и других исполнителей. Сначала я подумывал дать свои комментарии к каждому выступающему со сцены претенденту в легенды русского рока, но потом решил, что мои оценки все же могут кого-то задеть и опечалить, несмотря на мой непрофессионализм, поэтому решил ограничиться просто классификацией выступлений.
Как человеку слова мне важен смысл в песнях. Музыка — это прекрасно, но ведь это был не конкурс композиторов, правда? 90-е годы стали эрозией смыслов, старый рок умер, поскольку те, кто «ждал перемен», дождался совсем не тех перемен, о которых мечтал.
По смыслам песни конкурсантов делились на несколько типов:
— «Любвестрадания». «Я тебя любил, ты меня бросила, я одинок, ты тоже, обнимай меня скорей, не ходи с ним, ходи со мной» (это я образно). Этот сегмент плотно оккупирован эстрадой и Стасом Михайловым. Не ходите дети туда, хотя там пасется 90% потенциальных слушателей.
— «Баллада». Изложение драматических событий в песенной форме, очень недооцененный жанр, присутствует только в блатном шансоне сегодня. Сюда можете ходить.
— «Гимны». Призыв на подвиг, воззвание к богу, молитва перед великим свершением, объединяющая людей песня. Жанр вымер в середине прошлого века, так как юзался сверх меры тоталитарными режимами. Но, в принципе, еще лет триста назад был самой популярной песенной формой (вспомните Марсельезу).
— «Социальный протест». Вымер в 90-е с этим самым протестом (и разочарованием в протесте). Но теперь возрождается, и спрос на него есть.
К чему я это все? Просто давно хотел написать, но не было повода.
Но прошу, не пренебрегайте смыслом слов, особенно если понимаете, что не достигли еще в музыке уровня Элтона Джона или группы Queen.
Ну, а победителями новосибирского «Высоцкий.Фест» стали группа «Ночное солнце», Валентина Каркозова, Дарья Бернанчук, Евгений Царёв, группа «ВИА THE PEOPLE» и группа «Рви меха», с чем я их и поздравляю.