«Уже в старших классах школы я мечтала поступить на физический факультет Новосибирского государственного университета, — рассказывает старший научный сотрудник группы моделирования электронных и технологических процессов микроэлектроники Наталия Шварц. — К сожалению, в школе с учителями физики нам не везло. Интерес к физике возник дома при общении с отцом, который был блестящим экспериментатором, влюбленным в физику».
А младшему научному сотрудник лаборатории ближнепольной оптической спектроскопии Людмиле Басалаевой с учительницей физики, наоборот, повезло: «Она часто показывала нам учебные видео, хотя в то время это было довольно сложно — не хватало оборудования. Мне очень ярко запомнился такой момент: в фильме про оптические явления был небольшой фрагмент съемок из реальной научной лаборатории того времени — продемонстрирована работа молодой девушки, научного сотрудника».
Научный путь бывает извилист. «В школьные годы я мечтала стать врачом-инфекционистом и была уверена, что непременно свяжу свою жизнь с медициной, — вспоминает младший научный сотрудник лаборатории ближнепольной оптической спектроскопии Нина Курусь. — Однако любовь к физике оказалась сильнее, но это долгая история сомнений и внутренней борьбы. Тем не менее, юношеский интерес остался, и он неоднократно приводил меня к исследованиям по смежным с биологией и медициной направлениям».
«Самое значительное достижение — разработка простой и дешевой технологии создания фторированного графена, — объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории физики и технологии трехмерных наноструктур Ирина Антонова. — Мы исследовали его свойства и показали перспективы использования для целого ряда приложений: например, в устройствах гибкой электроники».
«Недавно мне удалось померить эффект Холла в прыжковой проводимости, в который мало кто верил», — говорит старший научный сотрудник лаборатории неравновесных полупроводниковых систем Наталья Степина.
Главная проблема в отечественной науке — нехватка технологии и хорошего оборудования, признаются ученые. «Когда я в первый раз увидела в Германии чистые комнаты, магнитные лаборатории с множеством различных криостатов, девять установок молекулярно-лучевой эпитаксии, с соединенными между собой камерами на рост различных полупроводниковых материалов, оксидов, металлов, хотелось плакать, — вспоминает Наталья Степина. — Но возможности для творчества есть всегда, было бы желание и настойчивость. Поэтому я стараюсь видеть стакан наполовину полным, а не почти пустым».
Впрочем, есть проблемы и другого плана. «Основная сложность в работе для меня связана с недостаточным уровнем знания английского, — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории физической химии поверхности полупроводников Алина Герасимова. — Для публикаций своих результатов в международных высокорейтинговых журналах необходимо хорошее знание языка, как, впрочем, и для чтения профессиональной литературы».
Наконец, по словам Нины Курусь, самая большая сложность в физике полупроводников — это невозможность увидеть глазами объект исследования.