«Проблема ветхого жилья — это проблема не одного года и она имеет свои особенности. На нее во время одного из визитов обращал в Новосибирск внимание президент Путин», — начал Анатолий Локоть.
По словам мэра, с 2012 года в городе расселили 484 дома, на это ушло 8 млрд рублей из разных бюджетов: федерального, областного и муниципального. «Эти дома, как правило, деревянные, двухэтажные, барачного типа, бывает и двухподъездные. Постройки военной или даже довоенной», — пояснил глава города.
До 2016 года работала федеральная программа Фонда содействия реформированию ЖКХ, в рамках которой расселяли только тех, чье жилье было признано аварийной до конца 2012 года. Однако потом финансирование прекратилось. «Мы остались один на один с этой проблемой», — констатировал мэр.
По словам Локтя, за счет средств городского и областного бюджетов были расселены дома, которые признаны аварийными в 2013 году.
В январе 2018 года проблемных домов в Новосибирске насчитывалось уже 174, в которых живет 5 тыс. человек, сообщил начальник департамента по градостроительству и архитектуре Алексей Кондратьев. Планировалось завершить их расселение за 5 лет и потратить на это 4 млрд рублей, в том числе, половину денег привлечь за счет частных инвесторов. «Это в час по чайной ложке. Чтобы решать эффективнее, и мы говорили об этом не раз, нужно участие федерального центра. Я неоднократно выступал на федеральном уровне, в Госдуме. Нужно, чтобы Фонд содействия реформирования ЖКХ заработал. И сейчас, по поручению президента, с 2019 году фонд возобновляет свою работу в тех же условиях», — заявил градоначальник.
Новая программа, осуществляемая при поддержке федеральных денег, будет рассчитана на 5 лет. «Учитывая нашу готовность и готовность строительных предприятий, мы постараемся провести работу не в пятилетнем периоде, а, с учетом федерального финансирования, ранее», — рассказал заммэра Алексей Кондратьев.
На расселение планируют потратить 6 млрд рублей, из них 490, 560 и 630 млн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно. На Новосибирск потратят порядка половины, рассказал Алексей Кондратьев.
«Имеет смысл разговаривать с министерством. Новосибирск — это сосредоточие ветхого и аварийного жилья, — прокомментировал запланированные показатели Локоть. — Темпы высокие, и если мы не будем контролировать, можем столкнуться с проблемами. Поэтому я прошу усилить работу с министерством по части выделения дополнительных средств по программе».
Кондратьев также рассказал, что одновременно с федеральным финансированием будет продолжаться работа с застройщиками, которым интересна модернизация территорий, находящихся под ветхим и аварийным жильем. «Сложился пул достаточно крепких компаний, — рассказал заммэра. — Начали работать в этом направлении барнаульские компании, ижевская компания. Мы рассчитываем на первую десятку предприятий стройкомплекса, наиболее крепких».
Мэр города, в свою очередь, призвал строительные компании обратить внимание на сотрудничество с муниципалитетом в вопросе расселения аварийного жилья. " Свободной земли в городе Новосибирске практически не осталось. И ожидать, что строительная компания получит свободный кусок земли, чтобы вести комплексную застройку, в массированном варианте, как это было на окраинах, не стоит», — отметил он.
По словам чиновников, у мэрии получается привлекать застройщиков к тому, чтобы они расселяли жильцов аварийных домов за свой счет и получали за это освободившиеся земельные участки, однако такую работу нужно активизировать. В 2018 году уже 24 дома признаны аварийными.
Строительные компании проявляют интерес не ко всем предложениям. Например, предложений по модернизации Расточки пока нет, рассказал Кондратьев. " С одной стороны, компаниям интересно заходя на территорию получать экономическую выгоду за счет этажности и так далее, — рассказал мэр. — Но есть другое течение, которым они сталкиваются. Это то, что Расточка — особая территория, архитектурный ансамбль, который следует сохранить. Это сразу снижает интерес компаний. Эта тема с Расточкой до сих пор не разрешена».
На встрече подняли и тему отмены проекта городской электрички, который, как писала Тайга.инфо, не получил поддержки на федеральном уровне. Анатолий Локоть отметил, что интерес городских властей и Западно-Сибирскойжелезной дороги к этой теме не ослаб, а достоверной информацией о приостановке проекта он не владеет. «Городская электричка просматривается очень перспективным проектом, чтобы развивать доступность аэропорта Толмачево. Опять мы выходим на тему проведения молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году, поэтому это все увязанные вещи. Я не готов заявлять, что похоронили проект и его больше не будет. Актуальность только возрастает», — заявил мэр.
Прокомментировал Локоть и свое заявление, сделанное в понедельник на оперативном совещании правительства, о необходимости закупки новой снегоуборочной техники. «Обновления нужно делать всегда, — отметил мэр. — Вот провели мы кампанию по закупке техники в прошлом году — и все хорошо. Нельзя останавливаться. Снегопады более интенсивные, чем в прошлом. Они показали нашу слабость в малоформатной технике, которая способна была работать бы уборкой тротуаров», — ответил мэр на вопрос Тайги.инфо.
Локоть подтвердил, что планируется закупка техники для уборки прилегающих к проезжей части территорий, однако заявил, что пока не может назвать конкретные цифры и объемы необходимого финансирования.