Принятый Верховной Радой законопроект во втором чтении, существенно увеличил размер автомобильных штрафов. Некоторые из них выросли в 10 раз, а за пьяную езду в третий раз, и вовсе могут конфисковать машину. Повышена сумма наказания не только для водителей, но и для пешеходов и велосипедистов.
При этом было отклонено одно из самых резонансных предложений – внеплановые проверки, во время которых полиция выявляла бы пьяных водителей.
Законопроект предписывает возить при себе:
Указывается, что все это также может быть в электронном виде – Кабинете водителя.
Особое внимание обращает появление в финальной версии законопроекта договора о покупке машины, который теперь нужно возить с собой. Эту норму добавили сегодня, перед вторым чтением.
В комитете разъясняли, что обязательство иметь при себе договор нужно лишь в случае, если покупатель авто едет ставить его в МРЭО на регистрацию. Обычным водителям, у которых с собой техпаспорт, договор не понадобится.
Ключевая претензия водителей после принятия законопроекта в первом чтении заключалась в том, что они должны будут отдавать в руки свои права. Как известно, в этом есть коррупционный риск: полицейские забирают удостоверение, водитель вынужден идти за ними, и там человека могут склонять к даче взятки.
При этом ко второму чтению формулировка осталась следующая:
“Предъявить документы в бумажном или электронном виде таким образом, чтобы полицейский мог прочитать и зафиксировать данные”. Это можно интерпретировать как то, что документы можно держать в своих руках и с них полицейский будет читать. То есть отдавать копу в руки права и техпаспорт необязательно.
В случае сигнала об остановке водитель обязан:
При этом была отклонена поправка о том, что выходить из автомобиля нужно по требованию полицейского. То есть водители могут остаться в авто даже после просьбы выйти.
Осмотр машины полицейский обязан снимать на видео. Запись должна быть приобщена к протоколу об административном нарушении.
В случае, если полицейский не может проводить видеосъемку, во время осмотра обязательно должны присутствовать два свидетеля.
Также Верховная Рада проголосовала за поправку о том, чтобы об инспекциях на дорогах предупреждали знаки. То есть теперь проверки “из-за кустов” будут невозможны.
С другой стороны, никто не мешает полиции, как и сейчас, делать мобильные засады с радарами. И, когда мимо них проносится нарушитель, ехать за ним и принуждать к остановке проблесковыми маячками. Для этого отдельные знаки не нужны.
Интересно, что комитет изначально эту правку отклонил на основании того, что законопроект и так предполагает наличие на дорогах предупреждающих знаков. Но в итоге нардепы еще раз проголосовали за эту норму.
Одно из самых резонансных новшеств – остановка без объяснения причин с целью осмотра водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения – не ввели.
Против этого на сайте президента после первого чтения законопроекта была размещена петиция. Правда, набрала она 721 голос из 25 000 необходимых и была отклонена.
Рассказываем, когда хотели проводить такие проверки на дорогах:
Отметим, что по факту такие проверки проводятся явочным порядком и сейчас. Полиция рассчитывает на юридическую неграмотность украинцев и по утрам на выходных периодически ставит посты, где пытается ловить водителей “подшофе”.
То есть депутаты оставили эту деятельность вне рамок закона. И сейчас нельзя по-прежнему останавливать водителей без причины (исчерпывающий список оснований для остановки мы публиковали здесь).
340 гривен за превышение скорости от 20 до 50 км/ч. Было 255.
3400 гривен за превышение скорости в населенных пунктах более чем на 50 км/ч.
Это одна из самых важных норм законопроекта. Сейчас этот штраф – 510 гривен, то есть рост в шесть с половиной раз.
На практике это значит, что такую сумму придется выложить, если едешь по городу 100-130 км/ч (вместо разрешенных 50 или 80). А по автостраде таким образом придется раскошелиться за 140-180 км/ч (вместо 90 и 130-ти).
425 гривен за езду без прав – если они есть, но водитель не может их предъявить сейчас.
510 гривен за такие нарушения:
680 гривен за непредоставление преимущества в движении скорой, полиции или аварийной службе.
850 гривен за нарушение, которое привело к ДТП.
1445 гривен за создание аварийной ситуации.
3400 гривен за бегство с места ДТП. До принятия законопроекта штраф составлял 255 гривен. То есть этот штраф вырос в 13 раз.
3400 гривен за езду без прав – если они отсутствуют в принципе.
17 000 гривен за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (сейчас – 10 200 гривен).
20 400 гривен за езду без прав – если водитель их лишен.
34 000 гривен с лишением прав на три года за повторную езду пьяным.
51 000 гривен с лишение прав на 10 лет и конфискация авто за езду в пьяном виде в третий раз.
Новые штрафы для пешеходов и велосипедистов
255 гривен за переход дороги в неположенном месте (сейчас 51 гривна).
340 гривен за нарушение ПДД велосипедистами.
680 гривен за нарушение ПДД велосипедистами в нетрезвом виде.
850 гривен за создание велосипедистами аварийной ситуации.
Принятым законам вводятся штрафы для водителей, которые управляют речным, морским, малым, спортивным судном, в том числе водным мотоциклом.
17 000 гривен или до 10 суток ареста с лишение прав на водный транспорт на три года за управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
25 500 гривен или до 15 суток ареста за управление в пьяном виде без прав на водный вид транспорта.
20 400 гривен и лишение прав на три года на весь водный транспорт за пьяную аварию на воде.
Вступление в силу лишения водительского удостоверения наступает после внесения этих сведений в единую информационную систему МВД Украины.
В постановлении должен быть прописан срок, на который изымают права. После чего водитель обязан немедленно сдать свои права в Нацполицию.
Если водитель не сдал права и это выяснится во время проверки, то их может изъять полицейский на месте.
После истечения срока временного лишения прав водитель обязан обратиться с заявлением, чтобы документ вернули. Источник
Читайте также: Новые штрафы, камеры и знаки: что ждет автомобилистов после самоизоляции