Пришел в банк открыть вклад, а ушёл застрахованным. Все чаще клиенты финансовых учреждений жалуются на то, что им пытаются навязать вовсе не те услуги, за которыми они обратились. Что делать, если менеджер банка не оставляет вам выбора?
К сожалению, это нередкая и не совсем честная практика. Называется «мисселинг» - действия продавца, вследствие которых производится некорректная продажа продукта или услуг (это недобросовестные, некорректные, некачественные продажи вполне себе хорошего продукта). Такие действия одно из важнейших прав потребителя финансовых услуг - право на полную и достоверную информацию.
Банк России отмечает, что в прошлом году произошел стремительный рост рынка инвестиционных страховых продуктов: инвестиционное страхование жизни стало самым крупным и быстроразвивающимся видом на российском рынке страхования. После увеличения таких продаж регулятору стали поступать жалобы, что потребителей вводят в заблуждение при продаже этого продукта или навязыванием одних финансовых услуг вместо других. При этом основным каналом продаж ИСЖ для страховщиков является банковский.
- Надо понимать, что банк в этом случае, как правило, выступает агентом либо участника фондового рынка, либо страховой компании. Он продает уже не свой продукт, - говорит и.о. управляющего отделением по Липецкой области ГУ Банка России по ЦФО Татьяна Божко. И это важно! Некоторые банки умалчивают о том, что они предлагают инструменты, которыми, по сути, не распоряжаются и за которые не отвечают.
При этом существуют рекомендации Банка России, по которым продавцы финансовых услуг обязаны максимально полно информировать клиентов. Жертвами мисселинга чаще становятся те клиенты, которые хотят разместить денежные средства во вклад. Недобросовестные продавцы под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают им иные продукты, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. В случае с ИСЖ, например, чаще всего граждане обнаруживают подмену, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.
- Никаких гарантий доходности высокорисковых инструментов не существует, —подчеркнула Татьяна Божко. - Так что, если вы решили сделать банковский вклад, а вам предложили облигацию с большей доходностью, задайте вопрос сотруднику банка, а каковы риски по этому инструменту? Вам обязаны ответить. Если ответа нет, не спешите принимать решение. При необходимости – обращайтесь в Банк России с жалобой или за дополнительными разъяснениями».
В настоящий момент жалобы на «мисселинг» занимают первое место по количеству обращений в Банк России. По итогам анализа обращений Банк России рекомендовал кредитным организациям, используя специально разработанную форму, информировать потребителей услуг, о существенных особенностях предлагаемых им небанковских финансовых продуктов.
Кроме того, положения по качественному информированию клиентов закреплены в требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг, которые разрабатываются для некредитных финансовых организаций.
- Без полной и достоверной информации бывает сложно принять взвешенное решение. Мы рекомендуем гражданам быть осмотрительными и обращать внимание на условия договоров», - советуют эксперты липецкого отделения Банка России. - На взгляд профессионалов, в основе проблемы мисселинга, как и многих других, лежит нежелание потребителей финансовых услуг изучать предлагаемые к подписанию документы, готовность «верить на слово» сотрудникам банков.