«Если говорить о долгосрочном периоде, то большим риском является отказ от проведения структурных изменений или их приостановка. Хотя я назову две структурные реформы, которые правительство начало. Первая — это пенсионная. Все-таки это крупная структурная реформа (хотя некоторые и говорят иначе), которая существенно меняет численность работающего населения, меняет планку, что относим к работоспособному населению, а что — к нетрудоспособному, меняет финансовые потоки, дает возможность поднимать пенсию. Наверное, ее можно дополнить какими-то улучшающими показателями, но вообще это крупнейшая реформа. Во всех странах изменения пенсионного возраста были крупнейшей социальной реформой, которая имеет экономические, социальные и финансовые последствия.
Вторая реформа — это снижение зависимости от нефти, связанное с уменьшением использования нефтегазовых доходов за счет введения нового „бюджетного правила“ в $40. Я считаю, что, оно, возможно, очень строгое, можно и $45, но это тоже крупнейшая структурная реформа. Если мы еще три-четыре года назад бюджет балансировался при цене $100–110, то сейчас резко ушли на $40 (с учетом изменения правила займов получится примерно $50). Это резкое снижение зависимости, в том числе и бюджетного сектора экономики. Реформ такого масштаба не так много.
Некоторые действия правительства при этом ведут в обратную сторону. Например, повышение налогов. Я бы сказал, это не та структурная реформа. Но и она тоже относится к сфере перераспределения ресурсов — частного сектора через бюджет.
Если говорить о более краткосрочных вызовах, это цена на нефть, санкции, снижение численности трудоспособного населения. У нас остается проблема недостатка трудовых ресурсов для экономического роста. В ближайшие шесть лет этот фактор будет давать отрицательное влияние на экономический рост, которое нам нужно компенсировать через производительность труда. Ограничение доступа к технологиям, доступа к мировым финансовым ресурсам — это тоже краткосрочные вызовы. Ну, и низкие темпы роста реальных доходов населения ограничивает потребительский спрос и развитие бизнеса. Это те риски, которые не дадут [России] выйти на запланированные темпы роста экономики.
Даже прогнозный рост на 1,3% — это уже понижение, уже скажутся риски. Но я думаю, что будет еще меньше — около 1%».
Также Кудрин настаивает, что значительный экономический рост в России невозможен без повышения качества госаппарата и проведения структурных реформ.
«Если бы сегодня безработица была на самом низком уровне, и мы использовали бы все трудовые ресурсы, загрузили бы все промышленные мощности, мы бы получили экономический рост всего 2%. Это означает, что нам нужны структурные изменения. Центр стратегических разработок их все прописал. Прежде всего, это рост производительности труда. То есть те же самые трудовые ресурсы на тех же самых площадях, но при определенной модернизации, начинают выпускать больше. И тут же возникают вопросы к конкурентоспособности этой продукции.
Еще один вызов для экономики — то, что внутренний спрос в ближайшие шесть лет не позволит на рост в 3%. Значит, нужно наращивать экспорт. Его можно наращивать бесконечно, там спрос большой. Но это означает создание более конкурентоспособной продукции, нужно проникнуть на эти рынки. Вопрос в том, как в существующих геополитических условиях мы сможем наращивать экспорт — в основном, несырьевой. Если мы не обеспечим благоприятных условий для выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукции, то планки 3% не достигнем
<…> Полного комплекса того, что надо было бы для рывка страны в развитии, пока не предложено. И, прежде всего, для качества государственного управления. С такой бюрократией значительного рывка не сделать».