«Куда снаряды поднести»: в новосибирском правительстве обсудили патриотизм кадет

25.10.2019 2:54

«Куда снаряды поднести»: в новосибирском правительстве обсудили патриотизм кадет

Круглый стол «Наследники великой Победы: помним, гордимся, берем пример!» прошел в большом зале правительства Новосибирской области. На нем представители всех сибирских регионов должны были обсудить патриотическое воспитание в кадетских корпусах и послушать лекции, например, об «интегративном подходе в формировании патриотизма». В дискуссию вмешался полпред президента РФ Сергей Меняйло и предложил обсудить более приземленные и важные проблемы кадетского образования. Но после его ухода все вернулось на круги своя: цитаты из Путина, «конфронтация с западным миром» и «идейный раскол».

«Здесь собрались люди, которые своим опытом и знаниями вкладывают в будущее нашей страны, наших детей ту славную историю, те традиции, которые есть у нас, — начал заседание полпред Сергей Меняйло. — <…>. Отличительная особенность кадетского образования — сильный воспитательный компонент. Большое внимание уделяется именно военно-патриотическому воспитанию».

Меняйло рассказал, что в Сибири работает два президентских кадетских корпуса — в Кемерове и Кызыле. В них и других подобных заведения, находящихся на попечении федеральных ведомств, все в порядке с финансированием и обеспечением. Но в учреждениях других уровней есть проблемы с финансированием: «Не каждый муниципалитет справится с содержанием кадетского корпуса».

Полпред предложил «выработать план работы», который пообещал обсудить с главами регионов. Новосибирский вице-губернатор Сергей Нелюбов, в свою очередь, процитировал императрицу Екатерину II, напомнив, что кадетские корпуса — это «рассадники великих людей».

Депутат Госдумы от Бурятии Алдар Дамдинов зачитал «приветственный адрес» главы думского комитета по образованию Вячеслава Никонова: «Во все времена кадетское образование было лучшим в традициях русской армии, основу которого составляло глубокая нравственность, воспитание в духе патриотизма. Нравственные ценности являлись внутренним регулятором жизнедеятельности кадета».

Никонов назвал выпускников кадетских корпусов «государственной элитой», заявив, что погибшие в боях Великой Отечественной войны должны стать примером того, «как надо отстаивать интересы Родины».

«Без высокого патриотизма не будет единения страны. Мы видим, что делается в наших соседних братских республиках», — заявил командующий сибирскими войсками Росгвардии Виктор Стригунов.

Он признал, что каждый руководитель кадетского корпуса «имеет очень много проблем по обеспечению, питанию, форме одежды».

«Есть проблема, Сергей Иванович, — обратился Стригунов к полпреду Меняйло. — Ребята заканчивают — мы с ними проводим много мероприятий — ну, просто патриоты воспитанные. Есть малообеспеченные, есть сироты, уже приучившись к дисциплине, но они поступают в высшие военные учебные заведения на общих основаниях».

Стригунов заявил, что «эти ЕГЭ» мешают принимать выпускников кадетских корпусов в военные вузы на льготной основе и предложил депутату Госдумы Дамдинову «подумать, какие баллы начислять кадетам» и подвести под это законодательную базу.

«Ребята старались-старались, а кто-то приехал и поступил», — посетовал глава сибирской Росгвардии.

После высокопоставленных приветствий слово передали модератору форума, профессору Новосибирского государственного педунивеситета (НГПУ) Ирине Федосеевой. Она анонсировала выступление депутата Госдумы Алдара Дамдинова с докладом «Интегративный подход в формировании патриотизма». Но парламентарий выступить не смог — вмешался Меняйло.

Полпред снова напомнил, что в «шикарных» президентских кадетских корпусах «все есть», но другим учреждениям не хватает финансирования. Он отметил, что «кадетское образование возродилось в тяжелые для страны девяностые», а специального закона о нем нет, предложив собравшимся разработать рекомендации по решению проблем кадетского образования.

Отсутствие специального закона назвал проблемой и депутат Дамдинов. Он заявил, что значительное влияние оказывает отсутствие четких образовательных стандартов и понятия «офицер-воспитатель».

«Сегодня кадетское образование на бумаге есть, но по факту его нет, — снова вмешался полпред. — Это очевидное, но невероятное. О каких образовательных стандартах мы можем говорить?»

Он пояснил, что кадетское образование «не вписано» в существующую систему, а «требования к нему намного выше». Вице-адмирал запаса Сергей Меняйло вспомнил, что ему в военном училище преподавали этику поведения, а в силовых учебных заведениях всегда существовал «естественный отбор». Его отсутствие может «обесценить» «значимое для России» кадетское образование. Этому же способствует «мода» на повсеместное введение кадетских классов, которые невозможно обеспечить офицерами-воспитателями.

«Самое страшное, когда мы обесцениваем ценности, обесцениваем награды, обесцениваем святости, — заявил полпред Меняйло. — <…> Если собрались здесь, не только друг другу в глаза посмотреть и не только послушать умные лекции».

«Мы обязательно включим в резолюцию», — пообещала профессор НГПУ Ирина Федосеева.

«Не в резолюцию включать, а продумать предложения. Скажите, куда снаряды поднести — мы поднесем», — попросил Меняйло и покинул круглый стол.

После ухода полпреда президента депутат Госдумы Дамдинов рассказал о положениях готовящегося закона о кадетском образовании. После этого, круглый стол, наконец, пошел по заранее намеченному плану.

«Условия сложной военно-политической обстановки в мире, повышенная террористическая угроза диктуют особые требования к подготовке кадет, военных вузов», — считает профессор НГПУ Федосеева.

«Патриотизм — одна из основ национального духа, важнейшая русская ценность. К сожалению, исторический опыт говорит о том, что идейный раскол, национальный и государственный нигилизм обостряют кризисные явления в обществе, — вторил преподавателю замглавы сибирской Росгвардии Александр Певцов. — Среди молодежи растет индивидуализм и эгоизм. <…> На фоне имеющихся трудностей молодежи внедряется мысль о возможности применения террористических методов для разрешения социальных и любых других проблем».

Певцов уверен, что в этих условиях «воспитательная работа силовых структур» принимает особую значимость. Более того, необходимо «усиление работы по формированию патриотизма среди молодежи».

«Особенно, в условиях активизации экстремизма, усиления конфронтации с западным миром, желания религиозных фанатиков занять нишу в умах молодежи с целью создания безвольных послушных рабов», — отметил замглавы сибирской Росгвардии.

Собравшимся показали ролик о новосибирских нахимовцах, а затем профессор Федосеева представила свое исследование, начав, конечно, со слов президента РФ Владимира Путина. Тот говорил, что нравственным ориентиром для подростка должен стать патриотизм, а «любовь к Родине надо развивать».

Слова президента о важности патриотического воспитания преподаватель зачем-то решила подкрепить цитатами Гегеля, Черчилля, Лема, а «точку в этой дискуссии», по ее словам, поставил экономист Адам Смит: «Ради праведной идеи русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками».

Согласно исследованию специалистов НГПУ, 40% школьников и кадет не знают, что такое патриотизм или относятся к нему отрицательно. Среди причин низкого доверия к понятию «патриотизм» учащиеся назвали низкие доходы, «противоречия в СМИ», неэффективную работу правоохранительных органов и «низкий престиж политической власти в России».

«Действительно, военная мощь России тесно связана с политическим влиянием России и вызывает у кадета желание постоять за свою семью и Родину», — заключили вдруг авторы исследования.

Школьники значительно чаще, чем кадеты, хотят уехать из России — в исследовании НГПУ таких набралось 61%. Среди героев Великой Отечественной большинство назвали летчика Александра Покрышкина, в честь которого в Новосибирске названы улица, станция метро, авиационный кадетский корпус и, с недавних пор, аэропорт. Школьники же на один уровень с ним поставили Путина и Македонского.

Министр образования Сергей Федорчук заявил, что «вместо того, чтобы спрашивать, знают ли дети Покрышкина, нужно пойти и рассказать им».

«Мне кажется, мы забыли одну простую вещь. Патриотизм — это, как и любовь, эмоция, а эмоции воспитывают дома, а не в школе, — уверен чиновник. — Когда мы отвечаем на улице под камеру на вопрос социолога, как мы к кому-то относимся, это один ответ. А потом мы приходим домой и детям своим начинаем заяснять про то, как мы относимся к государственному строю. И большинство ответов дома и в социологическом опросе не совпадают».

Проблема, по словам Федорчука, в том, «как кого окрашивать и как кого разукрашивать»: «Молодежь нормально реагирует на то, что сейчас происходит в обществе. Мы должны поменять ориентиры. „Юнармия“ — это не развлечение, а серьезная работа. И не надо туда никого загонять».

Врио замначальника Новосибирского высшего военного командного училища Валерий Косухин пожаловался на низкую мотивацию абитуриентов и на то, что молодежь получает информацию из СМИ и интернета.

«Завуч школы, которая называет себя элитной, сомневается в необходимости службы в армии. Классный руководитель рассказывает школьникам, что нужно валить из этой страны, — посетовал Косухин. — <…> Получают информацию порой даже не от родителей, а из СМИ. И, к нашему сожалению, ценности формируем не мы, а вот эти СМИ. В войсках национальной гвардии, учебных заведениях, кадетских корпусах есть система противодействия — это связано и с ведомственными запретами. Но самое главное, у нас есть профессиональные воспитатели, которые готовы разъяснить те события, которые происходят в стране и мире».

Во время кофе-брейка некоторые собравшиеся вспоминали подобные мероприятия, в которых они участвовали на рубеже тысячелетий: «20 лет прошло — говорим то же самое».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Японская ракета на саке рухнула в море Как сделать отдых в Таиланде приятным Большой выбор гироскутеров по низким ценам Mini планирует перейти на электрокары в 2030 году Изменения ГОСТ тонировки в 2021: что нужно делать, а что нельзя

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций