«Вмешательство» покажут в кинотеатре «Победа» 7 декабря. Режиссер картины Ксения Зуева поговорила с Тайгой.инфо.
Тайга.инфо: Ксения, в ваших картинах меня удивляет прежде всего психологическая достоверность деталей. Я вижу, как герой вдруг начинает протирать шапкой стекло машины или пытается удержать падающую свечу, и верю каждому движению. Вы продумываете эти моменты, они есть в сценарии или рождаются в импровизациях?
— Я очень внимательна к деталям и всегда работаю над тем, чтобы в кадре была правда: в пластике, эмоциях, атмосфере. И действительно многое продумываю, это осознанная работа.
Многое вносят актеры, мы работаем в основномчерез импровизацию, это позволяет им очень честно проживать свои сцены. Сочетание этих вещей и дает результат, который вы наблюдали.
Тайга.инфо: Как сложно добиться такой достоверности, сколько дублей вы обычно снимаете?
Бывает по-разному. Иногда сцена, которая кажется оченьсложной, получается с первого дубля. Иногда простую проходку героя через двор снимаем много часов, пока не зафиксируется правильное. А иногда все совсем наоборот: есть много дублей, в каждом разная энергия и разные состояния, и все работают. Ведь на новость о расставании можно отреагировать как угодно: ступором, эмоциональным взрывом, нервным смехом и все будет уместно в пространстве человеческой психологической природы. И тогда я терзаюсь мучительным выбором на монтаже.
Тайга.инфо: Каким бы наблюдательным ни был автор, добиться такой точности невозможно, если вы сами это не прожили. Вам лично знакомы персонажи, обстоятельства и окружающий мир ваших картин?
— Конечно, знакомы. Мои фильмы — это личные наблюдения за миром. Но это не сознательное исследование. Это просто происходит, может быть, из-за моей эмпатии, внимания к человеку и устройству мира.
«Вмешательство» — это не автобиографичное кинопроизведение, я не лежала на операционном столе. Но я знаю людей, как мои герои. Я знаю людей, которые зимой и летом ездят на мопеде, как моя героиня. Мне знакома территория чувств и эмоций, которые они проживают.
На самом деле наш мастер всегда говорил, что только режиссер знает, как мигает лампочка в подъезде и как мучительно шумит за окном ветер, когда твой парень говорит о расставании. Передавать мироощущение — и есть задача художника.
Тайга.инфо: Я читал, что некоторые критики считают Анну Чиповскую слишком красивой для этой главной роли. Цитирую: «такие девушки обитают этажом повыше». Вы думали об этом?
— Я слышала такие мнения, я не знаю, что ответить на это. У всех свой жизненный опыт и опыт встреч с людьми.
Дело в том, что я лично знаю ослепительно красивых женщин, которые существуют в похожих обстоятельствах и находятся в подобной среде. Одна из них живет в маленьком городе в области, ее парень чинит машины, и работает она не то курьером, не то раздает листовки у кафе. И у нее одно из самых красивых лиц, что я видела. И когда я сказала, что у нее потрясающее лицо и она могла бы быть супермоделью, она посмотрела на меня в некотором неверии и недоумении. Она так слита со своим миром, что ей, возможно, и в голову не приходит, что у нее могла бы быть иная судьба.
Человек не выбирает, где ему родиться и формироваться. Он может иметь какую угодно внешность.
Анна Чиповская действительно удивительной красоты женщина, и в этом фильме она на своем месте. Она проделала фантастическую актерскую работу. Многие зрители говорили мне, что уже через две минуты после начала забывали, что в кадре известная красавица-актриса.
Тайга.инфо: Я тоже считаю, что она играет блестяще. Как и все ее партнеры, включая героев второго плана. В чем секрет вашей работы с актерами?
— Вопрос в кастинге. Мне очень важно, чтобы актеру было близко то, о чем он будет говорить в кадре. Каждый из них должен знать ту территорию чувств, на которую он ступает в моем кино.
Плюс я уже на этапе написания сценария хорошо представляю, кто будет играть. С Анной, например, мы вместе учились в школе-студии МХАТ, были давно знакомы. Когда мы поговорили, я увидела, как глубоки ее анализ и понимание роли, и у меня не осталось сомнений в выборе. И первый же дубль на пробах это подтвердил.
Тайга.инфо: Анне приходится играть, точнее, проживать очень тяжелый и болезненный период в судьбе ее героини. Показалось, что «Вмешательство» мрачнее и безысходнее вашей предыдущей картины.
— Вы правы. В этой истории безысходности больше. К сожалению, мир Маши действительно некоторым образом обречен. И единственный выход — это ее осознанное решение вырваться. Это сложно, но возможно.