В пресс-службе Датского энергетического агентства (ДЭА) заявили, что ведутся обсуждения компанией Nord Stream 2 AG о внесении дополнений в разрешение на прокладку труб, благодаря которым оставшиеся работы смогут выполнить российские суда.
После того как в конце декабря Вашингтон ввел санкции против «Северного потока — 2», швейцарский подрядчик Allseas прекратил укладку труб в Балтийском море. Газопровод готов на 94% — требуется сварить и опустить на дно всего 160 километров труб.
По всей видимости, Allseas в проект не вернется — в конце января зампред правления «Газпрома» Елена Бурмистрова сообщила, что трубопровод «будет завершен российской стороной».
О скором возобновлении работ свидетельствует активность в районе строительства — 16 января туда прибыло многофункциональное судно Strill Explorer. Находящиеся на борту два подводных аппарата с дистанционным управлением располагают оборудованием для трехмерной фотограмметрии и других геофизических исследований.
Позднее в Nord Stream 2 подтвердили, что корабль проводит исследования по маршруту газопровода. По словам Фалбе-Хансена из ДЭА, его ведомство ежедневно получает информацию от Strill Explorer.
Эксперты уверены: все это укрепляет позиции Nord Stream 2 в ДЭА. Дело в том, что со Второй мировой войны в Балтике затоплено огромное количество бомб, снарядов и мин. Дания, справедливо опасаясь случайных подрывов, в качестве одного из условий строительства «Северного потока — 2» потребовала, чтобы судно-трубоукладчик располагало современной системой динамического позиционирования (ДП).
Такие системы, по мнению РИА, интегрируются в схему управления судном и действуют автоматически, основываясь на показаниях различных датчиков, а также информации со спутников. В результате движительно-подруливающий комплекс точно удерживает корабль в заданной точке при любых волнах, течении и ветре. Именно поэтому подрядчиком когда-то выбрали Allseas: у швейцарцев есть все необходимое оборудование.
В России имеется только один трубоукладчик с системой динамического позиционирования — «Академик Черский». Однако это судно законтрактовано для работ по проекту «Сахалин-3» — на Киринском и Южнокиринском месторождениях. Его участие в строительстве «Северного потока — 2» практически исключено.
Поэтому единственный вариант завершения проекта без зарубежных подрядчиков — использование двух трубоукладочных барж:
принадлежащих компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС).
Именно «Фортуна» два года назад уложила первые километры «Северного потока — 2» в российских территориальных водах. Проблема в том, что у нее, как и у «Дефендера», нет системы динамического позиционирования. Так что формально оба судна не соответствуют датским требованиям.
Однако специалисты Nord Stream 2 AG предложили задействовать трубоукладочные баржи в связке с судами, оборудованными ДП. С «Фортуной» тандем составит якореразведчик Kamara, с «Дефендером» — Mustang.
Эта схема вполне обеспечит необходимую точность позиционирования. Компания Nord Stream 2 AG еще в начале января направила в Датское агентство по охране окружающей среды (Danish Environmental Protection Agency, DEPA) просьбу внести в разрешение на строительство «СП-2», выданное в октябре, дополнения о возможности применения таких морских тандемов.
Поскольку Копенгаген принял заявку к рассмотрению и вступил в конструктивные переговоры с оператором проекта, шансы на положительный исход достаточно велики. В пользу этого говорит и то, что якореразведчик Kamara на днях прибыл в немецкий порт Мукран, служащий базой для строительства «Северного потока — 2».
По оценкам экспертов, разрешение на продолжение строительства с использованием российских судов выдадут в марте. Скорость укладки труб при такой технологической схеме — примерно полтора километра в день. Значит, линейная часть газопровода будет полностью готова к июлю. Испытания и заполнение газом — еще порядка двух месяцев, и в сентябре «Северный поток — 2» можно вводить в строй.
Читайте также: Что будет делать Польша, когда остановят транзит