Битва за украинский завод “Мотор Сич” набирает обороты. Киев собрался национализировать предприятие. Но китайские инвесторы, получившие контрольный пакет, не хотят терять деньги. Они требуют минимум 3,6 миллиарда долларов, подали иски в суды. За срывом сделки стоит Вашингтон. Как финансовый спор из-за производителя двигателей для вертолетов и самолетов перерос в дипломатический конфликт.
Эта история тянется без малого пять лет. Около 80% продукции украинского предприятия традиционно покупала Россия, однако в марте 2014-го Киев запретил поставки. С потерей крупнейшего рынка сбыта завод оказался в тяжелейшей ситуации. Этим воспользовались китайцы, заключившие с “Мотор Сич” контракт на авиадвигатели по выгодным для себя ценам.
В 2016-м китайские бизнесмены начали вкладывать в производство деньги. Компания Beijing Skyrizon Aviation Industry (“дочка” Beijing Xinwei Technology Group) заключила кредитный договор на 100 миллионов долларов. Спустя два года среди акционеров “Мотор Сич” были пять китайских компаний и один гражданин КНР. В общей сложности им досталось 56% акций предприятия.
Однако в 2017-м Служба безопасности Украины заблокировала сделку — после того как стало известно, что предприятие и китайские инвесторы собираются строить завод в КНР. Завели уголовное дело: возникли подозрения в сговоре и намерении переместить активы и производственные мощности “Мотор Сич” за пределы Украины. Весной 2018-го суд наложил арест на 56% акций компании.
Китайцы заявили, что Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент.
Ситуацию попытались урегулировать. Китайцы согласились уступить 25% плюс одну акцию базирующейся в Харькове DCH Group. В августе 2020-го Beijing Skyrizon и украинская компания подали заявление в антимонопольный комитет о покупке акций “Мотор Сич”. Однако судебные власти наложили вето и на эту сделку.
В итоге китайцы оценили ущерб от действий украинских чиновников в 3,5 миллиарда долларов. Потом прибавили еще 100 миллионов. Наняли три международные юридические компании и обратились в международный арбитраж, о чем поставили в известность правительство Украины.
“Пятого декабря 2020 года китайские инвесторы ПАО “Мотор Сич” прислали украинскому правительству обращение в международный арбитраж против Украины в соответствии с соглашением между правительством Украины и правительством КНР о поддержке и взаимной защите инвестиций”, — сухо проинформировала харьковская DCH.
Впрочем, уже в январе 2020-го китайские инвесторы попали под санкции Киева из-за указа президента Владимира Зеленского.
В приложении к указу перечислены четыре компании. Все имеют отношение к Skyrizon. Им заблокировали активы, ограничили торговые операции, запретили вывод капиталов за пределы Украины, сделки с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под ограничениями, и прочее. А в списке физических лиц значилось только одно имя — гражданин Китая Ван Цзин, ключевой акционер Skyrizon.
“Вопрос (о “Мотор Сич”) не в Китае. Вопрос даже не в том, как были куплены акции “Мотор Сич” при бывшем президенте, при Порошенко. Проблема в том, что мы не имеем права продавать контрольный пакет стратегического оборонного предприятия Украины какой-либо стране, в период моего президентства этого не будет”, — объяснил Зеленский в интервью телеканалу HBO.
В Китае такого подарка не ожидали. Как отметил владелец Skyrizon Aircraft Holdings, это только поможет Пекину отстоять инвестиции и право на собственность в судах.
По его словам, Skyrizon приготовилась к настоящей войне с Киевом. Подали несколько исков — в китайские, украинские и международные суды. И, пообещал Ван Цзин, это только начало: любые действия противоположной стороны станут предметом судебных разбирательств.
Также выдвинули требования на международном уровне. “Мы настаиваем на том, чтобы Украина учла законные права китайских предприятий и инвесторов, а также надлежащим образом решила связанные с этим вопросы”, — заявил 12 марта официальные представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
Однако секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов заверил, что предприятие вернут в собственность украинского народа “законным и конституционным способом в ближайшее время”. Как именно — не уточнил.
Дело не только в защите национальных интересов и стратегического актива. Спор о производителе авиадвигателей завершился после того, как Зеленский встал на сторону США, а не Китая. Еще в 2019-м советник по национальной безопасности США Джон Болтон посетил Украину и провел несколько встреч, на которых обсуждался и “Мотор Сич”.
Вскоре стало ясно: Киев хочет запретить продажу компании, чтобы уступить ее американцам. Это результат сильного давления Вашингтона на Владимира Зеленского, в том числе угрозы приостановки военной помощи.
Ситуация вокруг предприятия резко обострилась летом прошлого года. Пентагон выпустил доклад о том, что Китай, превращая свои вооруженные силы в первоклассную военную машину, собирается конкурировать с американцами по всему миру и, возможно, вторгнуться в Тайвань. После этого Вашингтон заморозил программу военной помощи Украине на 391 миллион долларов. Кроме того, Госдепартамент задержал на неопределенный срок выдачу лицензий на поставку оружия и боеприпасов, за которые Киев уже заплатил 30 миллионов.
Параллельно администрация Трампа взялась искать нового, “благонадежного” покупателя на “Мотор Сич”. И нашла его в лице малоизвестной компании Oriole Capital Group.
“США рассматривают влияние Китая на Украине и покупку этой компании как угрозу”, — отмечает Нан Тянь, старший научный сотрудник Программы вооружений и военных расходов Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
“Skyrizon — китайская государственная компания, и ее стремление приобретать и внедрять иностранные военные технологии не может не беспокоить США”, — подтверждает мнение эксперта глава Министерства торговли США Уилбур Росс.
Есть несколько вариантов дальнейшего развития событий. С одной стороны, поясняют специалисты в области иностранных инвестиций и права КНР, между Украиной и Китаем с 1993 года действует соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Там предусмотрен арбитражный порядок разрешения споров в случае, если не удается урегулировать противоречия по дипломатическим каналам. Одного арбитра назначает украинская сторона, одного — китайская. Еще один должен быть из третьей страны, имеющей дипломатические отношения и с Украиной, и с Китаем.
“Например, пункт 5 статьи 21 договора о правовой помощи между Украиной и КНР позволяет не признавать и не исполнять иностранное судебное решение, если оно наносит урон суверенитету, безопасности или общественному порядку страны, где запрашивается признание”, — указывает Александр Зайнигабдинов, глава пекинского офиса China Window Consulting Group.
Поэтому, считает эксперт, несмотря на явную несправедливость действий властей Украины по отношению к китайским инвесторам, на сколь-нибудь значимую компенсацию рассчитывать не приходится.
В том, что у судебных процессов нет особых перспектив, уверен и Константин Поздняков, руководитель департамента “Управление бизнесом” Финансового университета при правительстве России. Он подчеркивает, что этот конфликт давно не экономический, а политический. “Конечный бенефициар решений Киева — безусловно, США с их лобби и влиянием на международные судебные инстанции”, — добавляет Поздняков.
Но и у Китая сильные позиции. “Вложили деньги, есть договор, деньги перевели, договор не исполнен в результате действий третьей стороны (правительства Украины и СБУ Украины). Любой международный арбитраж встанет на сторону инвестора. Однако выиграть в суде — не значит вернуть себе деньги”, — рассуждает Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.
Другое дело, что у Китая есть мощные рычаги воздействия на Украину, чей экспорт в КНР достигает 7,1 миллиарда долларов.
Так, Пекин вполне может ввести ответные санкции против украинских поставщиков, и те потеряют рынки сбыта не только в КНР, но и в других странах Юго-Восточной Азии и сателлитах, где исторически сильно влияние Китая.
Еще один сценарий, который аналитики считают даже более вероятным, — конвертация штрафа в госдолг Украины с прямым или негласным обязательством закупок китайской продукции и допуска строительных компаний КНР к государственным инфраструктурным проектам.
В общем, Пекин все же добьется своего, в чем очень помогли сами киевские власти. А Украина, сделавшая предприятие заложником геополитики, в любом случае проиграет. Источник
Читайте также: На кону $3,5 млрд: почему китайцы хотят засудить Украину