Тайга.инфо: Когда киргизы появились в Сибири?
— Если говорить о современных киргизах, то они представляют собой народ, в состав которого вошли различные компоненты, в том числе и средневековые кыргызы Минусинской котловины, которые отдельными волнами переселялись на Тянь-Шань в течение IX—XIII веков. Поэтому когда говорят о том, что современные киргизы имеют сибирские корни — это так.
Но мы сейчас поговорим о том народе, который сложился на территории современной Киргизии во время монгольского владычества в евразийских степях.
В средние века киргизы занимались посреднической торговлей сперва с Сибирским ханством в составе той группы, которая называется «сибирскими бухарцами», затем после начала освоения Сибири Российским государством, они занялись посреднической торговлей между Китаем и Россией. Торговые караваны проходили по кочевьям пастушеских племён в степи от владений одного хана к другому, уплачивая пошлины и поднося дары.
В XVII веке, когда киргизов стало существенно теснить Джунгарское ханство, занимавшее территорию, которая в настоящее время относится к Монголии, Казахстану, Киргизии, Китаю и России (часть Хакасии и Тувы), они перенесли свои торговые операции из Тюмени и Тобольска в Оренбург и Троицк. Но после того, как китайцы покорили Джунгарию, они стали препятствовать торговле покоренных ими народов с Сибирью. В этих условиях торговые операции с Китаем и Средней Азией перешли в руки татарских купцов.
Тайга.инфо: Российское правительство было заинтересовано в этой торговле?
— Пётр I издал указ о торговле с Китаем на Иртышской линии, посылал вооруженные казачьи отряды для прикрытия российских караванов в степи. Но эта торговля оказалась невыгодной и российское правительство стало развивать торговлю с китайцами в Чугучаке и Кульдже, где пекинское правительство позволяло торговать только с киргизами. Посредниками в этой торговле стали выступать семипалатинские и петропавловские купцы. Так выстроилась цепочка посредников — российские купцы — казахи — киргизы — китайцы.
В 1851 году между Россией и Китаем был заключен Кульджинский трактат, согласно которому в Чугучаке и Кульдже были учреждены русские консульства с факториями для российских купцов. И торговля пошла напрямую. Хотя, следует признать, что она весьма уступала торговле через Кяхту, тем более, что и Чугучак не был российским городом, и киргизы, через чьи территории проходили караваны, весьма часто грабили их.
Известно также, что в 1785 году в Санкт-Петербург было направлено первое посольство от предводителя киргизского племени сарыбагыш Атаке-бия. Посла звали Абдыракман Кучакуулу. Он был принят императрицей Екатериной II в 1786 году. Однако на обратном пути был задержан в Западной Сибири и умер под «почётным арестом» вдали от родины.
Тайга.инфо: Когда началась массовая миграция киргизов в Сибирь?
Если мы говорим о советском периоде, то киргизы в Сибири были немногочисленными. Это были те, кто приехал на стройки социализма, на учебу или на службу в воинские части. Всё изменилось после распада Советского Союза. Основной поток киргизов устремился в Сибирь в 1990-е годы, как правило, на заработки. Причем их расселение на начальном этапе совпадало с основными маршрутами железнодорожного и авиационного транспорта: Бишкек — Новосибирск, Бишкек — Новокузнецк и Бишкек — Красноярск.
Эти три города и стали основными центрами, куда прибывали жители Кыргызстана. Но со временем они стали из этих центров разъезжаться по другим городам и селам Сибири уже в зависимости от потребностей рынка труда. Так добрались до Сахалина… В 2017 году туда приехали на заработки почти полторы тысячи киргизов. Это примерно в пять раз больше, чем рабочих с Украины, которые уже вполне освоили Дальний Восток. Еще одна привлекавшая киргизов область — Тюменская. В города, в которых еще в советские времена были представительства нефтяных компаний среднеазиатских республик, приезжают в основном именно оттуда. Например, в Фёдоровском в 30 километрах от Сургута был филиал «Киргизнефти», и там сейчас преобладают киргизы.
Ещё одним занятием киргизов в начале 1990-х годов был реэкспорт китайских товаров — дешевой китайской одеждой и обувью они снабжали не только россиян, но и жителей соседних с Россией государств. Сейчас они всё больше привозят в Сибирь товары кыргызстанских текстильных фабрик — мужскую, женскую, детскую одежду и обувь. В 2017 году в Новосибирске на выставке «Кыргыз базары» («Киргизский базар») было заключено более 2 тысяч контрактов о поставке подобных товаров.
К концу 1990-х миграция киргизов усилилась. Но теперь они ехали не только в крупные города, но охотно направились в сельские районы, где устраивались работать в райцентрах и на фермах. В настоящее время из Киргизии ежегодно выезжает на заработки около 1 миллиона человек, и большая часть этого потока оказывается в России. Отметим, что киргизы в России находятся в лучшем положении, чем представители других среднеазиатских республик. У них более легкая процедура получения российского гражданства по сравнению, например, с узбеками.
Тайга.инфо: Опять же, киргизы в большинстве своем хорошо знают русский язык.
— Многие жители современного Кыргызстана считают необходимым хорошо изучать русский язык, чтобы было легче найти в России престижную и высокооплачиваемую работу. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС и признания водительских прав всё большее количество киргизов устраиваются водителями такси и муниципального транспорта — об этом мы с вами можем судить по собственному опыту.
Не будем забывать и о том, что в современном Кыргызстане производят огромное количество сельскохозяйственной продукции — овощи, фрукты, ягоды. Причем урожаи некоторых культур собирают два раза в год. И существенная часть этой продукции предназначена для сибиряков. Любопытно отметить, что киргизы считают, что именно россияне научили их земледелию, ведь основным занятием киргизов долгое время было скотоводство. Хотя, если следовать историческим фактам, к земледелию киргизов приучали еще китайцы, с которыми контактировали, например, киргизы Синьцзяна.
Должности медицинских работников в сельской глубинке привлекли внимание мигрантов из Кыргызстана еще в 1990-е годы. К тому же в сельской больнице, куда не заманишь российских специалистов, врачи из Кыргызстана могут сразу же занять высокие должности. Устроившись в сельской больнице, киргизский врач начинает понемногу подтягивать своих земляков с редкими для сибирской глубинки специальностями — ревматологов, анестезиологов, гинекологов.
Приезжают в Сибирь также и желающие сделать научную карьеру — многие киргизы работают в научно-исследовательских институтах, успешно защищая кандидатские и докторские диссертации. Много студентов из Кыргызстана приезжают учиться в вузы. И здесь лидером стал Томск. В 2016 году Дипломатическая академия МИД Республики Кыргызстан заключила соглашение с Томским государственным университетом о двойных дипломах. Кроме ТГУ киргизская молодежь едет поступать в Политехнический университет и ТУСУР.
Отметим и такой немаловажный фактор, что несмотря на общность вероисповедания и сходство культур с соседними странами, жители Кыргызстана не видят перспективы формирования единого тюркского или исламского региона в Средней или Центральной Азии, а дальнейшее развитие страны видят в сотрудничестве с Россией.
Тайга.инфо: Какова сейчас численность киргизов в Сибири?
— В настоящее время в мире насчитывается около 5 миллионов киргизов, 80% из которых проживает в Кыргызстане. Большие диаспоры киргизов есть в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Синьцзяне и в Турции. В России, согласно переписи 2010 года, киргизов насчитывалось 103 тысячи человек.
В Сибири самые большие киргизские диаспоры проживают в Тюменской области (8,7 тысяч человек), Красноярском крае (8,5 тысяч человек) и в Новосибирской области (6,5 тысяч человек).
При этом основная масса киргизов оказалась в Сибири как раз в постсоветский период. Так, в Тюменской области в 1979 году было 324 киргиза, а в 2010 году насчитывалось почти 8,7 тысяч человек. В Омской области, соответственно, 390 и 1,5 тысячи, в Новосибирской — 1150 и 6,5 тысяч человек, в Кемеровской — 750 и 2,3 тысяч человек, в Томской области — 856 и 1,4 тысяч человек, в Красноярском крае 290 и 8,5 тысяч, в Иркутской области 542 и 4,5 тысяч человек. Поэтому в целом можно сказать, что количество киргизов в Сибири сравнительно невелико.
Тайга.инфо: Какие национальные особенности киргизов можно выделить?
— Если мы говорим о национальных особенностях современных киргизов, то их, помимо уважения к старшим, отличают такие черты, как трудолюбие, честность, уравновешенность. Радушное гостеприимство — также национальная черта киргизов.
Национальная киргизская одежда у мужчин включает туникообразную рубаху со стоячим воротником, темный камзол и стеганый чапан. В холодную погоду киргизы носят шапки, отороченные мехом, а летом — высокий войлочный белый колпак с загнутыми вверх полями. Женщины носят длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником, голову покрывают платком. Правда, в Сибири подобная одежда больше характерна для киргизов старшего возраста.
В Сибири киргизы едят традиционные блюда — бешбармак, мясные супы, пирожки (сумсу), боорсок (кусочки теста, жареные в казане на бараньем жире). Пьют обычно зелёный чай, часто с молоком. Но традиции киргизов в Сибири сильно изменились. Ведь они привыкли на родине заниматься скотоводством и готовить многие продукты на открытом огне. В Сибири же они переходят на ту пищу, которую едят казахи, татары или узбеки. Из праздников отмечают Навруз (21 марта), мусульманские Уразу-байрам и Курбан-байрам.
Любой киргиз, по представлениям современного киргизского общества, должен быть похоронен у себя на родине, даже если он и прожил большую часть своей жизни в России, где живут его дети, супруга. Погребение киргиза на чужбине — исключительный случай.
Тайга.инфо: Чем занимаются общественные организации киргизов в Сибири?
— У киргизских национально-культурных автономий, как правило, две задачи. Первая — помогать своим соотечественникам, приехавшим в Сибирь, в правовых и социальных проблемах. Вторая — поддерживать и пропагандировать киргизскую культуру и традиции.
В Тюменской области с 2009 года действует киргизская общественная организация «Биримдик» («Единство»), организующая концерты художественной самодеятельности и турниры по национальной спортивной борьбе «куреш». Организация проводит просветительские мероприятия, которые знакомят тюменцев с историческим и культурным наследием киргизов. В Томске национально-культурная автономия активно сотрудничает со всеми вузами Томска. Проводятся совместные лекции для студентов, дни национальных культур. Ежегодно проводится «Навруз», киргизская автономия участвует во многих городских культурных мероприятиях — Дне города, Дне томича, Сабантуе, Дне России, внося национальный колорит в эти массовые праздники.
В Новосибирске действует сразу три общественных организации: «Кыргызский культурный центр», «Новосибирская областная общественная организация по оказанию помощи и защиты прав и интересов киргизской диаспоры» и национально-культурная автономия киргизов Новосибирска «Мекендештер» («Соотечественники»). В Красноярске активно работает местная «Кыргызская национально-культурная автономия». Она ежегодно проводит самое зрелищное спортивное мероприятие города — Международный турнир по смешанному боевому единоборству за кубок «Манас».
В Иркутске организация «Единение» регулярно отмечает День независимости Кыргызской республики. Праздник приходится на 31 августа и его отмечают с большим размахом — с песнями, танцами, спортивными соревнованиями. По традиции приглашают гостей. В Чите Союз киргизов Забайкалья устраивает спартакиады, на которые регулярно приезжают представители этого народа из Иркутска, Красноярска и Новосибирска.
Тайга.инфо: Кого можно назвать как людей, оставивших свой заметный след в Сибири?
— Имамом Белой мечети в Томске является приехавший из Кыргызстана Нурулла Колыкахунов. Он читает проповеди на киргизском и русском языках. В Томске есть ещё Красная мечеть, которой руководит приехавший из Таджикистана Низамутдин Жумаев. В Белую мечеть, кроме киргизов, ходят узбеки, татары ходят в обе мечети.
Но, пожалуй, самым известным киргизом, чья судьба оказалась связанной с Сибирью, был киргизский народный акын Токтогул Сатылганов, сосланный в Сибирь в 1898 году по ложному обвинению в участии в восстании в Андижане. Сперва его приговорили к смертной казни, но потом заменили ее на 7 лет каторги в Сибири.
Сперва он оказался в омской тюрьме, потом был переведен в Александровский централ под Иркутском. Но он не потерял присутствия духа: сначала играл на балалайке, но потом топором вытесал из ели комуз и играл на нем. В Сибири он сочинил несколько песен, которые считаются вершиной его поэтического творчества — «Мучительной стала жизнь», «Я, как беркут, кружил в горах», «Песня узника», «Песня побега»… После побега с каторги он полтора года скитался по сибирской тайге и бескрайним казахским степям, пока в 1910 году, наконец, не добрался до родного дома.