Тайга.инфо: Когда в Сибири впервые появились казаки? Явно до Ермака.
— В Сибири казаки появились примерно в 1560-е годы, что было связано с деятельностью пермских солепромышленников Строгановых. С разрешения царя они набирали отряды вольных казаков для охраны своих владений от набегов из-за Урала. Ну, а потом казачья дружина под командованием Ермака отправилась в поход против хана Кучума. Казаки входили в состав гарнизонов первых русских острогов на сибирской земле — Берёзова, Тобольска, Пелыма, Сургута. В течение XVII века казаки активно осваивали Сибирь и дошли в итоге до Тихого океана, ставя на своем пути заимки, зимовья и остроги.
Первоначально сибирское казачество комплектовалось за счет перевода на «вечную службу» в Сибирь служилых людей из Европейской России, а также ссылки «в службу» уголовников, участников антиправительственных выступлений, военнопленных поляков, литовцев, немцев, украинских казаков. Но в дальнейшем в комплектовании казачества стал играть главную роль естественный прирост. Зачислялись в казаки с 16 лет и служили, пока были способны носить оружие и воевать.
Тайга.инфо: Инородцев ведь тоже принимали в казаки?
— В ряды казачьего войска привлекались представители коренного сибирского населения — сибирские татары, якуты, эвенки, буряты. При этом они носили национальные костюмы и оружие и сохраняли свои религиозные обряды. Они не только совместно участвовали в боевых действиях, но и строили дороги и переправы через реки, возводили остроги.
Казаки тогда несли гарнизонную службу, выполняли полицейские функции, охраняли винокуренные заводы и золотые прииски, сопровождали грузы, собирали ясак с коренных жителей Сибири. Могли выполнять и другие функции, поскольку служебные обязанности казаков не регламентировались. У казаков же, служивших в острогах, было много обязанностей и ограничений. Они должны были являться на строевые смотры и стрельбы. А занятие торговлей и земледелием допускалось только с разрешения начальства.
К концу XVIII века военных противников у Российской империи в азиатской части не оказалось, поэтому городовые казаки стали выполнять исключительно административно-полицейские функции. Их включили в состав губернской окружной полиции, они занимались несением постовой и караульной службы.
Тайга.инфо: Потом случилась реформа Михаила Сперанского.
— В результате реформ Сперанского, в 1822 году городовые казаки из ведения Военного министерства перешли в ведение министерства внутренних дел. Городовые казаки были разделены на две категории: станичные и полковые (городовые). Станичные казаки несли службу по месту жительства, в том числе на пограничных постах и заставах. Полковые казаки несли службу вне места постоянного жительства.
В Сибири было сформировано семь городовых казачьих полков, которые получили свое станичное управление. Непосредственно руководство над городовыми казаками осуществляли губернаторы. Казачьи сотни в городах и округах были подчинены городничим и окружным начальникам.
В «Уставе об управлении городовых казаков» было установлено, что городовые полки комплектуются по сословному принципу — из детей городовых казаков. Кроме того, местным губернаторам было предоставлено право принимать в городовые казаки всех желающих нести службу. В 16 лет дети казаков поступали на службу и начинали получать довольствие. Но городовые казаки не имели права выйти из своего сословия. Повышение по службе возлагалось на губернаторов, а производство в казачьи офицеры по представлению губернаторов осуществлял Сенат. Казаков могли уволить со службы по состоянию здоровья, но их дети (даже те, кто родился после их выхода в отставку) должны были поступать на казачью службу.
Тайга.инфо: Была ли в Сибири казачья вольница?
— Очень условно. Сибирское казачество до начала ХХ века выполняло особые государственные задачи — оно находилось на государственной службе, выполняя функции «приборных служилых людей». Другое дело, что на этой службе они проявляли активность и инициативу, ведь именно за счет их самоотверженности территория Российского государства прирастала землями Сибири и Дальнего Востока.
Правовая регламентация казачьего станичного самоуправления начала осуществляться в первой половине XIX века. Низшим распорядительным органом казачьего самоуправления был станичный сход, в котором участвовали все казаки с 25 лет за исключением телесно наказанных. Станичный сход утверждал бюджет и назначал наказания за маловажные проступки. Исполнительным органом было станичное правление, в которое входили атаман, два судьи и писари. Как и волостное правление у крестьян станичное управление выбиралось на три года.
В 1836 году территория Сибирского линейного казачьего войска была поделена на 46 станиц. Хотя полиция из казаков обходилась казне дешевле, но они были хуже подготовлены к несению этой службы. Поэтому верховная власть вскоре упразднила полицейскую повинность для казаков Сибирского линейного казачьего войска. В 1849 году городовые казачьи полки были ликвидированы, из них сформировали казачьи армейские подразделения, которые передали из ведения Министерства внутренних дел в военное ведомство.
Реформы продолжались и дальше. По инициативе западносибирского генерал-губернатора Густава Гасфорда в 1861 году Сибирское казачье линейное войско было реорганизовано в Сибирское казачье войско с 63 станицами по образцу других казачьих войск Российской империи. Но самоуправление сохранялось на низовом уровне. Казачья община — это своеобразная военная, хозяйственная и социальная организация. Собственная военная сила давала им относительную самостоятельность по отношению к царской власти, а также способствовала сохранению казачьих традиций — самоуправление («казачий круг») и ряд других институтов казачьей вольницы. Так что казачья вольница — это очень условное понятие, не отражавшее исторических реалий службы казаков в Сибири.
Тайга.инфо: Интересно, какова была численность казаков в Сибири?
— В начале XVIII века в Сибири было примерно 5,5 тыс. казаков: в Тобольске -1700, Иркутске — 950, Якутске — 880, чуть больше 600 — в Красноярске. Но потом их число начинает сокращаться. В 1725 году было составлено штатное расписание. В Сибири полагалось иметь 4 430 казаков, в том числе по тысяче человек в Тобольске и Якутске, Красноярске — 700, Иркутске — 630. В 1861 году численность казаков Сибирского казачьего войска вместе с членами их семей насчитывала около 80 тыс. человек.
До Февральской революции 1917 года казаки считались этносословной группой в составе русского народа. Их численность на 1 января 1913 года составляла 9 млн человек, из которых почти половина относилась к воинскому сословию. К началу Первой мировой войны в Сибири насчитывалась 161 тыс. казаков с семьями. В годы Гражданской войны казаки сражались в противоборствующих лагерях и понесли большие потери, а часть их вместе с остатками белых армий вынуждена была эмигрировать. Затем последовала политика расказачивания, потом раскулачивания. В итоге в 1930-е годы казачий быт был разрушен. Из этносословной группы казаки превратились в этнокультурную группу. В таком качестве они и пребывают сегодня.
Согласно переписи населения 2002 года, казаков в РФ было 140 тыс. человек, в 2010 году — уже чуть больше 67 тыс. человек. Разумеется, это количество лишь тех из участвовавших в переписях, которые осознают себя казаками.
Тайга.инфо: Кризис казачества произошел после Гражданской войны?
— Это было скорее завершающим этапом тех процессов, которые начались значительно раньше. Еще до Первой мировой войны казачество в Сибири было расколото из-за несправедливого распределения войсковых земель между офицерами и рядовыми казаками, ущемления прав всех казаков на полное владение паевыми наделами, манипуляций войсковой старшины с резервом земли, а также тяготами несения военной службы, разорявшими хозяйства простых казаков. Это привело к тому, что казачество приняло участие в Гражданской войне как на стороне красных, так и на стороне белых.
Надо вспомнить, что программа Временного правительства предполагала реформирование казачьего сословия, лишение его привилегий и закрепление частной собственности на землю. Если бы в Сибири удалось реализовать эту программу, то резерв войскового земельного фонда сибирского казачества оказался бы в руках офицерской верхушки. А программа эсеров предлагала упразднить казачье сословие, но войсковые земли при этом перераспределить на уравнительных принципах в пользу казачьей бедноты. Сибирские казаки-фронтовики в массе выступали за эсеровский вариант, но были и сторонники программы Временного правительства.
После Октябрьской революции начался массовый стихийный захват рядовыми казаками офицерских участков. Кстати, именно активность казачьих верхов стала одной из предпосылок переворота 18 ноября 1918 года, который привел к власти адмирала Колчака. Активную роль в перевороте приняли отряды офицеров-казаков Волкова и Красильникова. Разумеется, они рассчитывали на разрешение казачьего вопроса в свою пользу. Колчак это прекрасно понимал, поэтому обеспечил офицерам-казакам продвижение по службе, а общинам казаков были предоставлены льготы, материальная и финансовая помощь.
Тайга.инфо: А как же конфликт Колчака с атаманом Семёновым?
— В данном случае конфликт носил характер не борьбы Колчака с автономией казачьих войск, а имел в своей основе противостояние двух геополитических противников на Дальнем Востоке — Японии и Соединённых штатов. Семёнов ориентировался на Японию и получал от нее поддержку, поэтому он и пошёл на конфликт с адмиралом, который на Японию не ориентировался.
После восстановления Советской власти в Сибири вся система Сибирского казачьего войска была реформирована: казачья старшина была объявлена вне закона, Сибревком распустил военно-административный и хозяйственный аппарат Сибирского казачьего войска, упразднил канцелярию Войскового наказного атамана и войсковую хозяйственную управу. Был отменен институт станичных атаманов, воинские повинности сибирских казаков и их привилегии. Офицерские участки были конфискованы в общегосударственный фонд, из которого наделили землёй малоимущих казаков. Земельная собственность казачьей старшины и офицеров была ликвидирована. Казаки оказались разделены на кулаков, середняков и бедняков, но это деление было в основном ликвидировано в ходе коллективизации.
Тайга.инфо: Какие традиции были у сибирских казаков?
— Самой главной традицией было уважение к родителям. Если казак ослушался родителей, то его подвергали общественному осуждению. Уважали также женщин — мать, сестру, жену. Дела были чётко разделены на мужские и женские. Если муж занимался женскими делами, то это считалось позором. Дети с раннего возраста должны были помогать родителям — сперва они подметали пол, выгоняли кур из огорода, с семи лет мальчиков приучали ухаживать за лошадьми. В 18 лет юноша-казак уже считался взрослым.
Тайга.инфо: Сегодня часто говорят о возрождении казачества. Что вы об этом думаете?
В советский период казачество в качестве сословия перестало существовать. Его официальное возрождение началось с указа президента РФ 15 июня 1992 года «О мерах по реабилитации репрессированных народов в отношении казачества». Возрождение проходило очень противоречиво: началось массовое появление общественных организаций, которые возглавляли самозваные атаманы, представлявшиеся казачьими генералами. Конечно, первоначально в казачество записались те, кто считал себя потомками казаков, пострадавших в годы Советской власти. Поэтому для них была важна не только идеологическая, но и визуальная сторона — это были военно-исторические общества, одевавшиеся в казачью форму. Движение было в чём-то сходно с реконструкторами, только носило не временный характер, а постоянный.
Но это были издержки роста. Постепенно был составлен реестр казачьих войск. А в 2005 году был принят закон «О государственной службе российского казачества». Реестровые казаки выстроены в иерархическую систему. Всего в Российской Федерации было внесено в реестр 11 войсковых обществ. Каждое общество имеет фиксированное количество членов, которое согласуется с государством. Эти казаки несут службу, заключая договоры с органами власти, которые и определяют характер и объем этой службы.
Конечно, это уже не служилое сословие, как это было в Российской империи. Однако часть тех, кто причисляет себя сегодня к казакам, имеет казачьи корни, то есть их предки когда-то состояли в казачьих войсках. В казачьих войсках и казачьих обществах основное внимание уделяется военно-патриотическому и нравственному воспитанию молодёжи, подготовке её к службе в Российской армии. Проводятся молодёжные летние лагеря, военные сборы, военно-спортивные игры.
Казачьи организации сотрудничают с органами государственной власти для охраны общественного порядка, лесных, рыбных и земельных ресурсов. Участвуют казаки в массовых мероприятиях: парадах, смотрах художественной самодеятельности. Сами проводят войсковые праздники. Казаки Сибири организуют и проводят такие конкурсы, как чемпионат Сибири по рубке шашкой или такие праздники как «Взятие снежного городка» и «Хлебный спас». И, конечно, концерты казачьих песен пользуются неизменной популярностью у сибиряков — ведь мы все в душе «вольные сибиряки».