Какой-то странный спектакль: ликбез Тайги.инфо по современному театру в Сибири

23.11.2018 14:11

Какой-то странный спектакль: ликбез Тайги.инфо по современному театру в Сибири

Ни одной декорации. По сцене очень медленно куда-то идут полуголые люди, на большом экране крупным планом транслируются их лица. Слов не произносят. Вместо музыки — абстрактные шуршания. Что это такое? Театр.

Брошенный семейством Раневских старик Фирс стоит по центру сцены и жалобно произносит заключительный монолог. Слышны звуки топора. Зрители вновь увидели историю об одной дворянской семье и продаже их усадьбы с вишневым садом; по ходу действия и посмеялись, и поплакали. А это что? Это, конечно, театр.

Группа людей с наушниками ходят по зданию железнодорожного вокзала за специальным проводником с красным флажочком. В наушниках аудиозапись — участникам рассказывают какую-то историю. Нет, это не коллективное прослушивание аудиокниги. Это тоже театр.

Опять зрители в наушниках, вдобавок им на глаза надвинули громоздкую маску. Они вертят головой, открывают рот от удивления — видимо, там, внутри, им что-то показывают. А такое-то как называется? Ну, вы и сами догадались.

В жанровом изобилии современного театра легко запутаться, плюнуть и вместо спектакля пойти смотреть кино. Поэтому предлагаем разобраться, какие необычные виды театра существуют сегодня и что вживую можно увидеть в театрах Сибири.

Все чаще на афишах премьерных спектаклей встречается слово «иммерсивный». Суть иммерсивного театра можно определить, заглянув в словарь: Immerse от англ. «погружать». В иммерсивных спектаклях публика становится непосредственным участником происходящего. Зрители существуют в тех же обстоятельствах, что и артисты, то есть не пассивно наблюдают за происходящим, а имеют возможность влиять на ход спектакля или, как минимум, находиться на минимальном расстоянии к действию.

Что и где смотреть:

«Я здесь» (театр «Синестетика», Новосибирск, режиссер Андрей Короленко) — 12 перформеров и 12 зрителей с завязанными глазами, самое прямое взаимодействие.

«Кухня» (театр «Понедельник — выходной», Новосибирск, режиссер Сергей Дроздов) — зрители вместе с актерами сидят за столом, готовят винегрет и спорят о жизни.

«Пациент н0ль» (Центр современной драматургии, Омск, режиссер Ярослав Максименко) — спектакль-квест в подвале, где зрители определяют ход дальнейшего действия с помощью специальных карточек.

«Пациент н0ль»

Site-specific можно перевести с английского как «привязанный к определенному месту». И место это, как нетрудно догадаться, — не привычный зрительный зал со сценой. Сайт-специфики проходят на заводах, в заброшенных зданиях, на улицах, в общественном транспорте. То есть в не освоенных традиционным театром пространствах, которые сами собой добавляют спектаклю смысловую нагрузку.

Что и где смотреть:

«Подонки» (театр «Понедельник — выходной», Новосибирск, режиссер Сергей Дроздов) — зрителей увозят в огромный сарай на левый берег Новосибирска.

«Подонки»

«О чем молчат вещи» (Центр современной драматургии, Омск, режиссер Ярослав Максименко) — спектакль проходит в ТЦ «МЕГА», в конце представления одному из зрителей дарят кресло.

Promenade с французского означает «ходить, гулять», поэтому в России эти спектакли упорно называют «бродилками».

Такие постановки — это маршрут (иногда определенный заранее, а иногда неизвестный), проходя по которому зрители и «смотрят» спектакль. В некоторых променад-спектаклях задействованы обычные актеры, но бывают и такие, где зритель воспринимает спектакль через наушники, в которых проигрывается аудиозапись. Ну, а главный герой — это всегда сам маршрут, который оживляет аудиотекст.

Что и где смотреть:

«Время ожидания истекло» («Первый театр», Новосибирск, режиссер Алексей Забегин) — семь сцен в разных уголках лофт-парка «Подземка».

VR — то есть virtual reality — спектакль, за которым зритель (полностью или фрагментарно) наблюдает в очках виртуальной реальности и наушниках, погружаясь в искусственно сконструированный автором мир. Процесс создания VR-спектаклей можно сравнить с процессом создания фильмов: их тоже сначала снимают на камеру, а затем монтируют. Но если в кино на восприятие зрителя воздействует режиссер и монтажеры, в VR-спектаклях зритель сам выбирает, на что обратить внимание и, в конце концов, в какую сторону повернуть свою голову.

Что и где смотреть: «В поисках автора» (МТЦ «Космос», Тюмень, режиссер — Данил Чащин).

«В поисках автора»

Verbatim переводится с латыни как «дословно», это один из видов документального театра. В вербатимах, построенных на нехудожественных текстах, актеры и впрямь дословно пересказывают зрителям истории, рассказанные обычными людьми.

Материал для каждого спектакля собирают индивидуально, причем сами актеры или режиссер: записывают интервью с людьми, которые могут рассказать о чем-то важном на определенную тему, затем эти записи расшифровывают, сохраняя стилистику. В итоге актеры произносят со сцены тексты максимально приближенно к тому, как их произнес автор, сохраняя его манеры и интонацию.

Что и где смотреть:

«Пыль» (театр «Старый дом», Новосибирск, режиссер — Михаил Патласов) — рассказ новосибирцев о городе и о себе; спектакль проходит одновременно на двух площадках в разных частях города.

«Кошка из головы не идет» (МТЦ «Космос», Тюмень, режиссер — Светлана Ханжина) — спектакль о детстве на основе реальных историй жителей Тюмени.

В таком театре главная ценность — сама картинка.

Сюжет служит лишь отправной точкой для реализации поэтически загадочных визуальных образов, которые в сумме погружают зрителей в сновидческую реальность.

Эти постановки предполагают множественность трактовок — каждый зритель декодирует визуальные метафоры по-своему. Или не декодирует вообще. В визуальном спектакле все-таки важнее не догадаться, «что хотел сказать автор», а получить иррациональное впечатления от увиденного.

Что и где смотреть:

«Иллюзия» (театр «Красный факел», Новосибирск, режиссер Филипп Григорьян).

«Пер Гюнт» (ТЮЗ, Красноярск, режиссер Роман Феодори).

В пластических спектаклях, как правило, присутствует четкая сюжетная линия, рассказанная языком тела через завуалированные образы. Основной акцент ставится на хореографической технике исполнителей, голос используется лишь за редким исключением.

Что и где смотреть:

«Дом Бернарды Альбы» (театр «Красный факел», Новосибирск, режиссер Сергей Землянский).

«Без слов», (театр «Красный факел», Новосибирск, режиссер Тимофей Кулябин).

«Дом Бернарды Альбы»

Главное средство выразительности в физическом театре — это тело исполнителя, присутствие которого на сцене уже считается самоценным, а также движения, позы и жесты. В таком театре возможен интерактив со зрителем. При необходимости актеры могут использовать речь.

Что и где смотреть:

«Я здесь» (театр «Старый дом», Новосибирск, режиссер Максим Диденко) — программа совместных переживаний по текстам Льва Рубинштейна.

«She will» (театр «Синестетика», Новосибирск, режиссер Андрей Короленко) — разговор на языке тела о ненасилии, женщинах и любви.

Даже такие канонические жанры классического исполнительского искусства, как балет и опера, давно стали полем для новаций и экспериментов. С появлением понятия «режиссерская опера» (или коротко «режопера») даже хрестоматийные оперные произведения стали активно интерпретироваться и осовремениваться режиссерами (самый не нуждающийся в пояснении пример — «Тангейзер» Тимофея Кулябина).

Сегодня можно услышать оперные произведения, в которых музыкальная ткань состоит из шумовых и производственных звуков, а партитура прописана не для стандартных оркестровых инструментов, а, например, для медных тазов и шуршащих целлофановых пакетов.

Современный балет тоже активно ищет новую эстетику: нетипичная пластика ценится выше, чем идеально синхронное вытягивание носочков и отточенные па.

Что и где смотреть:

«Снегурочка» (театр «Старый дом», Новосибирск, режиссер Галина Пьянова).

«Пер Гюнт» (НОВАТ, Новосибирск, режиссер Эдвард Клюг).

P. S.: Большинство современных спектаклей мультижанровые: они могут состоять из элементов и визуального, и пластического театра, или одновременно быть и променадом, и сайт-спецификом, и иммерсивным.

Но главное, как это часто бывает, — не теория, а зрительская открытость всему новому. Современные спектакли не нацелены на трансляцию конкретных смыслов, и на каждого зрителя воздействуют индивидуально. Это положение четко формулирует театральный блогер Виктор Вилисов: «Современный театр скорее про впечатление (чем про сообщение) и про создание некоторых свободных пространств, в которых фантазия и мышление зрителя способны сами генерировать разнообразные смыслы и эмоции».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Смешанные единоборства с доставкой на дом Тройной кризис: спасет ли Ливан революция Петросян и Степаненко разводятся, причина развода, семья и дети, раздел имущества Новое купе Subaru BRZ покажут осенью: родство с Toyota сохранится Признаки жизни. Ученые на метеорите нашли следы внеземной органики

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций