Как сделать театр своими руками в Новосибирске. Руководство к действию

12.01.2019 1:15

Как сделать театр своими руками в Новосибирске. Руководство к действию

В небольшой комнатке за железной решеткой стоит электрический стул. Наверное, это единственный атрибут, отсылающий к предыдущей жизни подвала жилого дома по адресу Ленина, 15: раньше здесь был квест-рум. Возможно, у бутафорского (?) электрического стула из квеста по мотивам «Зеленой мили» скоро появится новое применение — и он станет реквизитом в открывшейся здесь театральной мастерской «lab4dram».

В 2013 году коллеги по театру «Глобус», режиссер Алексей Крикливый и актер Илья Паньков, набрали актерско-режиссерский курс в Новосибирском государственном театральном институте. Это был их первый опыт в качестве мастеров. За четыре года обучения на курсе появилось 9 спектаклей, 4 из которых поставили режиссеры-студенты.

«Не было вообще никакого дефицита доверия, — говорит Полина Кардымон, выпускница направления „режиссура“, теперь — штатный режиссер театра „Старый дом“. — Мы ставили спектакли наравне с мастерами. Под присмотром, конечно, с правками, но вообще без всякого давления».

Полина Кардымон: «Перетерпев множество наших затупов, ребята-актеры отлично знают, как правильно взаимодействовать с режиссером»

Смешанные курсы в НГТИ набирают не каждый год, хотя это намного полезнее как для режиссеров, так и для актеров, считает Полина Кардымон: «У нас была не тупо теория, где нам на словах объясняли, как нужно работать с артистами, а потом, в конце обучения, мы бы внезапно попали в театр и просто обосрались с перепугу. С первых лет мы уже практиковались. И для артистов это тоже полезно».

В начале третьего года обучения курс Крикливого и Панькова начал позиционировать себя, как мастерскую со своим репертуаром, названием, логотипом и сообществами в соцсетях. Название «lab4dram» придумали на четвертом курсе, расшифровывается просто — лаборатория четвертого курса драмы. Изначально ребята просто хотели заранее позаботиться о своих выпускных спектаклях, которые в театральном проходят публично. Студентов удручало, что на «дипломники» других курсов могли прийти 5−6 человек, поэтому они начали активно раскручиваться за счет соцсетей. В итоге на выпускных работах курса Крикливого и Панькова были аншлаги — большая редкость для студенческих спектаклей.

Вдобавок к тому, что у мастерской Крикливого и Панькова накопился репертуар и появился свой зритель, костяк ее выпускников остался в Новосибирске: шесть актеров теперь работают в «Глобусе», по одной — в «Старом доме» и в «Красном факеле»; Полина Кардымон штатный режиссер театра «Старом дом», а Варвара Попова готовит проект для «Первого театр».

Илья Паньков: «В воздухе витал закономерный вопрос: что бы нам такое придумать, чтобы не расстаться?»

Решающее слово сказал Алексей Крикливый — и быстро перешел к делу. «Тридцатого, по-моему, июня, в день официального выпускного, мы уехали за город, и в ночь на 1 июля я объявил, что есть такая идея — сделать свою собственную мастерскую, совсем уже не зависящую от института», — вспоминает Крикливый. — А буквально через 2−3 дня я увидел в центре города объявление, что сдается подвал, и позвонил по телефону. Еще через два дня мы уже собрались там с ребятами. И уже через неделю подписали договор, что занимаем это пространство. Это обыкновенный подвал жилого дома: раньше там был магазин люстр, потом квест-рум. Там не было ничего: нужно было самим ломать стены, делать вентиляцию, канализацию, свет".

История «lab4dram» созвучна с историей знаменитой «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова: и там, и здесь студенческий курс, накопивший собственный репертуар, решил не расставаться и продолжить работать вместе после обучения; и там, и здесь был конкретный вдохновитель-консолидатор, сумевший сделать из студенческой труппы полноценный театральный проект. Но главное отличие (и оно же — преимущество) мастерской «lab4dram» от «Платформы» Серебренникова — это то, что новосибирский проект делается не на государственные деньги («горький опыт — лучший учитель», русская поговорка).

АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «НИКТО ПОКА ДЕНЕГ НЕ ПОЛУЧАЕТ — ВСЕ ТЕ НЕБОЛЬШИЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ С ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ, ИДУТ НА ПОКРЫТИЕ АРЕНДЫ»

По словам Алексея Крикливого, у мастерской появился частный инвестор, который вложил в проект стартовую сумму безвозмездно. Имя попросил не раскрывать. После обширного ремонта и закупок оборудования, деньги почти закончились, говорит Крикливый, поэтому нужно решать, как в дальнейшем покрывать расходы за электроэнергию и аренду.

«Я не хочу, чтобы ребята думали про финансовый аспект, но все-таки нам нужно что-то решать и начинать хоть немного зарабатывать, — замечает Крикливый. — Билеты на наши спектакли продаются по системе free-price — то есть у них нет фиксированной цены, вы просто регистрируетесь на TimePad и приходите. Посмотрев спектакль, вы, грубо говоря, соразмеряете его со своим эмоциональным откликом, монетизируете и оставляете нам столько, сколько считаете нужным. То есть как всю жизнь работают уличные артисты и музыканты — на шляпе. Пока мне этот подход нравится больше, он какой-то более домашний, но правда ненадежный и невечный».

Чтобы сэкономить, участники мастерской решили не нанимать бригаду рабочих, а сделать ремонт самостоятельно. Так как актеры работают в разных театрах, расписание у всех отличается, собираться вместе для ремонта, а затем и репетиций, было трудно, в основном это происходило поздним вечером и до ночи. В итоге ремонт длился около четырех месяцев, пришлось самостоятельно ломать многочисленные гипсокартонные стены от квест-рума, красить, шпаклевать.

«Может, если бы мы наняли какую-то бригаду, всё бы вышло быстрее и качественнее, — говорит Алексей Крикливый. — Например, Стас Скакунов никогда не ставил стены, а тут пришлось. Ну, чуть-чуть она нагнулась, но ничего страшного, он ее вогнул обратно».

Алексей Крикливый: «Далеко ведь не многим в жизни удается самим построить театр. То есть буквально руками»

Делать ремонт в век победившего интернета можно намного эффективнее, если грамотно пользоваться медиа-ресурсами. Многие предметы мебели и интерьера оказались в мастерской благодаря постам ее участников в соцсетях, рассказывает актриса театра «Глобус» и «lab4dram» Арина Литвиненко.

«Инста-сторис делают большие вещи. Мы выкладывали в Инстаграм, что вот, делаем ремонт в мастерской, у кого есть возможность — приходите помогать. Как-то раз, например, пришел знакомый-знакомых: и помог, и развеселил, и накормил всех пиццей. Потом оказалось, что у него есть знакомые в клининг-компании, а мы как раз уже угваздали всё на свете, — вспоминает актриса. — В общем, нам бесплатно сделали клининг, а мы теперь приглашаем сотрудников этой компании на свои спектакли. А самая большая удача — 50 новых стульев, которые нам тоже совершенно бесплатно подарили знакомые. Управдома, например, подарила кофемашину и шторы. Помогают устанавливать свет и звук те люди, которым этим профессионально занимаются в театрах Новосибирска, и говорят, что им это интересно. В общем, у кого что есть, тот тем и делится».

В итоге 26 ноября 2018 года состоялось официальное открытие мастерской Крикливого и Панькова. В репертуаре «lab4dram» есть пять спектаклей: восстановленные студенческие работы «Аккомпаниаторша» и «Служанки», премьерный новогодний вербатим «Срок новогодности», а также «Тело» и «Коромысли» — два перформанса Полины Кардымон (последний сделан в рамках off-программы театра «Старый дом»).

«Мне очень нравится наша площадка, что она такая небольшая, камерная. Поэтому сейчас душа лежит не к полноценным спектаклям, а к перформансам, — говорит Полина. — В идеале я хочу сделать целую серию таких представлений: чтобы это была такая медитация для зрителей; один перформанс закончился, стулья поменяли, оптику сменили, и дальше. И так часа четыре».

В ближайших планах — восстановление других студенческих спектаклей. Будут и премьеры: Илья Паньков ставит «Моего бедного Марата» Арбузова, а Полина Кардымон давно мечтает поставить «Фрекен Жюли» Стриндберга.

В театрально перенасыщенном Новосибирске, где в последнее время новые театры открываются почти каждый год, мастерской «lab4dram» пока сложно выиграть конкуренцию и найти своего зрителя.

Участники понимают, что на первых порах молодому, пусть и в некоторых кругах уже известному коллективу, сложно стабильно собирать аншлаги, говорит актриса Арина Литвиненко: «Никогда не забуду, как недавно мы сыграли „Служанок“ для трех девочек в зале. Спектакль шел два дня подряд, и в основном все записались на следующий день. Мы нервничали и сомневались. Я спросила Алексея Михайловича [Крикливого], может, попросить их прийти в другой день. Но он твердо сказал, что надо играть на тех, кто пришел. В итоге это был какой-то небывалый энергообмен! Такая благодарность с обеих сторон!»

Все-таки основное преимущество мастерской Крикливого и Панькова перед всеми театрами Новосибирска — это камерность, отсутствие границ между зрителями и артистами. Буквальное: даже сцена на Ленина, 15 на одном уровне со зрителями, без возвышения. Здесь после спектакля тебя не будут поторапливать поскорее забрать вещи из гардероба и уйти: артисты сами позовут попить кофе из недавно подаренной кофе-машины, обсудить спектакль да и просто поболтать.

«Привычный театр — это очень консервативная структура. Это не плохо, не хорошо, а данность, — рассуждает Алексей Крикливый. — Вот как у динозавра: его кусают за хвост, а он только через три часа поймет, что его съели. А мы не зря назвали это всё „мастерская“».

Спектакли мастерской Крикливого и Панькова, как правило, поставлены по классическим произведениям, а не по популярной сегодня «новой драме». Это чисто актерские, камерные работы, без современных форм или новомодного интерактива. Вернее, интерактивности в «lab4dram» наоборот гораздо больше, чем в любом иммерсивном спектакле: только она не в самих представлениях, а в нахождении в этом пространстве, в ощущении себя его частью, в общении с артистами и другими зрителями до и после спектакля.

Алексей Крикливый: «Мы нацелены в первую очередь на процесс, а не на результат, как это бывает в театрах»

«Наша мастерская — это ведь не место, куда ты пришел на спектакль, потом оделся и ушел, — говорит Полина Кардымон. — Туда можно прийти, например, часа за два до начала, попить кофе, посидеть, погреться, поболтать. Потом посмотрел спектакль, остался с артистами, начал с ними знакомиться, достал, блин, гитару и начал петь. Хотелось бы, чтобы место жило не только от спектакля к спектаклю. Чтобы оно всегда циркулировало, там происходили новые знакомства, какие-то сросты. Чтобы это была поколенческая история».

2019 год в России объявлен годом театра. Реальным признаком его успешности могут быть не многочисленные показательные театральные фестивали, олимпиады и марафоны, которыми бравирует Союз театральных деятелей, а открытие подобных студий, причем не только в Новосибирске. Это было бы лучшим способом перепозиционировать театр из искусства, якобы предназначенного для высоколобых элит старшего поколения, во что-то близкое каждому. Ну а тем, кто уже выезжает на энтузиазме, надо лишь помогать вниманием, чтобы театр-дом (как его называют участники) был полон гостей. Им там правда всегда рады.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Зачем Зеленский вывел ГТС из «Нафтогаза»? Группы ЧМ мира по футболу 2018: результаты матчей Вениамин Яковлев: причина смерти Лечить или не лечить. Будут ли “сортировать” больных ковидом в Украине Пластика лица, которую можно делать до 30 лет

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций