Историческая гипотеза: как исландский викинг крестил Русь

21.02.2021 17:54

Историческая гипотеза: как исландский викинг крестил Русь

Викинги ассоциируются в нашем представлении, как безжалостные воины и грабители древних городов. Наряду с этой распространенной точкой зрения бытует мнение, что некоторые из них были видными христианскими миссионерами. А один исландский монах, по мнению исследователей, основал первый русский монастырь. Как викинги помогали крестить Киевскую Русь.

Общепринятая версия о чисто греческих истоках христианства на Руси разбивается о данные археологов: они находят скандинавские и немецкие религиозные артефакты. Особенно в северо-западной части исторической Руси — в Белоруссии, а также в Псковской, Смоленской, Ленинградской и Новгородской областях России.

Именно на этих землях проповедовал монах из… Исландии. Его звали Торвальд Кодранссон (то есть сын Кодрана). По прозвищу — Путешественник.

Так его именовали непроста: примерно в 970 году, в двадцать лет, исландец отправился странствовать по Европе. То ли для торговли, то ли с целью набегов — ведь они были одним из главных средств заработка викингов.

“После того как Торвальд посетил многие земли, он принял праведную веру (и, согласно преданию, стал монахом. — Прим. ред.). Он был крещен епископом из Саксланда (Северной Германии. — Прим. ред.), которого звали Фридрек. Торвальд попросил епископа Фридрека поехать с ним в Исландию и проповедовать там Слово Божье, чтобы обратить к Богу отца, мать и других близких родичей. Епископ охотно согласился”, — повествует древнескандинавская “Сага о крещении”.

Произошло это в 70-е годы X века. По мнению историков, Торвальд и Фридрек были первыми миссионерами Исландии. Однако их проповедь успехом не увенчалась — соплеменники не хотели отказываться от заповеданной предками веры в Одина.

Да и нрав у них был суровый: священникам то и дело строили козни. Однажды епископа Фридрека выставили на посмешище перед всей общиной: скальды (поэты) сложили о нем шуточную песенку. Кодекс викингов велел Торвальду отстоять честь учителя путем хольмганга — поединка на мечах.

Исландский монах победил — зарубил сразу двоих обидчиков. За это его прокляла собственная родня. Это означало, что никто в Исландии не смел к нему приближаться. Местные законы запрещали даже оставлять еду таким людям.

Миссионерам оставалось только покинуть остров. Путь Фридрека лежал в Норвегию, где его приняли более радушно. Там он построил церковь и создал одну из первых христианских общин. А судьба Торвальда оказалась куда более необычной.

Исландский монах отправился морем на Святую землю — видимо, замаливать грех убийств. Вопреки общепринятому мнению, Палестина даже после мусульманского завоевания, несмотря на все опасности, привлекала сотни тысяч паломников.

Уже оттуда Торвальд решил вернуться в Скандинавию — в Норвегию, к епископу Фридреку. Самым безопасным в то время путем — через Константинополь и русские земли. В византийской столице, сказано в сагах, его даже принял император.

И, судя по всему, император убедил монаха проповедовать в русских землях. Скандинавское предание говорит, что правитель назначил его “патриархом и владыкой над всеми конунгами в Гардах”. Гарды, или Гардарики, — древнее скандинавское именование Киевской Руси, означающее “страна городов”.

А далее саги расходятся в информации. Ученые спорят, где именно и в какие годы сначала проповедовал исландец.

По мнению некоторых историков, Торвальд по Днепру примерно в 983 году прибыл в Киев. Там князь Владимир Святославович как раз проводил религиозную реформу: из многочисленных языческих богов славян отобрал нескольких и заставил подданных им поклоняться.

В “стольном граде” исландец знакомится с будущим королем Норвегии по имени Олаф Трюггвасон. Его родители бежали к Владимиру, который, видимо, приходился им дальним родственником.

Согласно ряду источников, Торвальд убедил будущего норвежского правителя обратиться в христианство. И тот едет креститься — не в Рим по западноевропейскому обычаю тех лет, а в Царьград (Константинополь).

“Есть гипотеза о том, что Норвегия во времена правления от Олафа Трюггвасона (с 995 года. — Прим. ред.) до Харальда Сурового в конфессиональном и идеологическом плане ориентировалась на Восток христианского мира — Русь и Византию”, — отмечает в исследовании историк Мария Самонова.

И как раз Олаф, как полагают некоторые ученые, уговорил Владимира принять христианство восточного обряда. Косвенно на это указывает информация из “Повести временных лет” о некоем варяге, которому “приснились рай и ад”, после чего тот призвал киевлян отказаться от язычества. Возможно, Русь крестилась благодаря ему и исландскому монаху.

Историческая гипотеза: как исландский викинг крестил Русь

Однако не все исследователи считают этот рассказ правдоподобным. Гипотезу опровергают англосаксонские хроники, согласно которым во второй половине 980-х Олаф отправился в Британию, где его соотечественники пытались покорить местные королевства. Там же, на острове Силли, в самой южной точке нынешней Англии, его смертельно ранили. И один из священников убедил принять христианскую веру.

Олаф так и сделал, “а через семь дней рана чудесным образом затянулась”. После он совершил несколько набегов на Восточную Англию и Ирландию, а потом отбыл в Норвегию, где в результате долгой борьбы занял трон. Примерно в 996-м королевство официально становится христианским. А через два года правитель завершает начатое еще Торвальдом Кодранссоном дело: христианизирует Исландию.

Вопрос, что делал сам монах. По всей видимости, в Киеве он не был, несмотря на сведения о том, что византийский император отправил его проповедовать на Русь. Согласно “Саге о крещении”, примерно в 986 году исландец прибывает в Полоцк.

“Нужно внимательно присмотреться к реалиям того времени. В конце X века Полоцкая земля не входила в юрисдикцию Киевской церкви, поэтому, например, в русских летописях не упоминается строительство Софийского собора в Полоцке”, — объясняет белорусский историк Михаил Бавтович.

Торвальду повезло больше. Прежде всего потому, что Полоцком правили норвежцы: в 960-х его захватил ярл Рёнгвальд, известный по русским летописям как Рогволод. В 980 году княжество покорил князь Владимир, а его дочь, Рогнеду, взял в жены.

“Сведения из летописей и саг позволяют предположить, что миссионерская деятельность Торвальда Кодранссона осуществлялась при поддержке представителей полоцкой княжеской династии, Рогнеды и ее сына Изяслава”,— пишет историк Мария Самонова.

Исландский монах построил в Полоцке монастырь в честь Иоанна Предтечи и Крестителя Господня — примерно в 988 году. Получается, это первая обитель на территории Руси. Хотя по общепринятой версии таковой называют Борисоглебский монастырь в Торжке, возведенный в 1038-м в честь Бориса и Глеба — убитых в междоусобицах сыновей Владимира.

Считается, что Торвальд умер в Полоцке в 1002 году. Благодарные половчане через несколько лет его канонизировали. По дошедшим до нас свидетельствам немца по имени Бранд, в 1040-м Торвальд был самым почитаемым святым в городе, а основанный им монастырь — одним из крупнейших в Восточной Европе.

Однако современные историки не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные. Упоминания обители в хрониках довольно редки, последнее датируется серединой XIV века.

Монастырь и одноименная церковь Иоанна Предтечи располагались на острове посреди Западной Двины напротив устья реки Полоты. Возможно, там похоронили самого Торвальда.

“Еще одним фактом, который говорит в пользу того, что Торвальд нашел там свое упокоение, как сказано в саге, í fjalli einu (“на одной горе”), í háfjalle (“на высокой горе”), и эта гора находилась в Полоцке, является наличие в полоцкой топографии сакрального центра под названием Черная (Замковая) гора: возвышенности у слияния Западной Двины и Полоты. Она действительно имела крутые, высокие склоны. В XI веке на Черной горе был построен Софийский собор, а в XIV веке размещен Верхний замок”, — отмечает Самонова.

По другой версии, могила монаха — на окраине современного Полоцка, в районе Экиманского кладбища. Однако историкам лишь предстоит проверить все гипотезы. Масштабных археологических раскопок пока не было.

Несмотря на это, все больше исследователей приходит к убеждению, что Русь приняла крещение не только благодаря грекам. Большой вклад внесли скандинавы, поскольку, как подчеркивает Самонова, “были тесно связаны с княжеской властью и военно-торговой элитой”. А исландский монах Торвальд Кодранссон сыграл в этом процессе особенно важную роль. Источник

Читайте также: Почему великий пост – это особое время и для молитвы за усопших

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Новые вакансии: как уйти на удаленку и сохранить зарплату “Алые паруса”: программа, кто выступает, во сколько начало День молодежи 2018 программа мероприятий в городах Российской Федерации Некоторые знаки Зодиака полюбить достаточно сложно Повредил машину из-за ремонта дороги: как получить компенсацию

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций