«Идеи большевиков у них не вызывали симпатий»: историк о польской диаспоре в Сибири

01.11.2020 8:24

«Идеи большевиков у них не вызывали симпатий»: историк о польской диаспоре в Сибири

Тайга.инфо: Когда у вас появился интерес к теме?

— История — это личный опыт человека. Я вырос в польской семье и когда я в 1975 году пошел учиться на гумфак НГУ, то уже знал, что буду заниматься историей польской диаспоры. Когда пришло время выбирать руководителя дипломной работы, то я поговорил с известным ученым Леонидом Горюшкиным, так как я хотел заниматься историей ссылки повстанцев 1863 года. Но решили, что будет лучше, если я возьму тему «Члены польской партии „Пролетариат“ в сибирской ссылке». Кандидатскую диссертацию я писал по теме «Польские политические ссыльные в Сибири (середина 90-х годов XIX века — февраль 1917 года». Пять лет назад мне удалось защитить докторскую диссертацию по теме «Поляки в Западной Сибири в конце XIX-первой четверти XX века».

Тайга.инфо: Видимо, первые поляки появились в Сибири вместе с казаками Ермака?

— Скорее всего, они были среди казаков и служилых людей. Может быть, кто-то попал в плен во время Ливонской войны или в период Смутного времени. В основном в Сибирь прибывали польские ссыльные. Например, в XVIII веке это были Барские конфедераты — участники национального освободительного движения, в основном это были дворяне и военные. Потом, в 1794 году последовало восстание Костюшко, и в Сибири оказались его сподвижники. Многих из участников восстания 1830−1831 годов ссылали на огромную территорию за Урал.

Тайга.инфо: Восстание 1863−1864 годов дало наибольший прирост польского населения в Сибири?

— Это так. Точных цифр по количеству сосланных повстанцев нет, но их количество оценивается в 18−24 тыс. Некоторые из исследователей полагают, что ссыльных поляков насчитывалось 30−38 тыс. Часть поляков приезжали в ссылку с семьями, но преобладали среди ссыльных, конечно, мужчины молодого возраста, в основном их рассредоточили по деревням, и уже потом они попадали в города. Через несколько лет, оказавшись в сибирских городах, многие поляки занималась самыми разными ремеслами, от сапожника до кузнеца. Бывали случаи, что человек никогда в жизни не держал инструмент, но обстоятельства заставляли осваивать то или иное ремесло.

В период с 1866 по 1883 годов царское правительство публикует 11 «Высочайших помилований», которые касались амнистии польских повстанцев 1863 года, и поляки, после указов о помиловании могли покинуть место ссылки, но их часть остались в Сибири навсегда. Писатель Вацлав Серошевский считает, что в 1866—1883 годах примерно половина поляков вернулась из Сибири домой.

Тайга.инфо: Как жили ссыльные? Как складывались отношения с местным населением?

— Положение поляков улучшалось постепенно. Есть книга воспоминаний Сергея Анисимова о Ялуторовске. Там он описывает встречу с тремя ссыльными поляками. Все они были чиновниками, но никто из них высоко по служебной лестнице не поднялся. Один из ссыльных посетовал: мол, Петербург все никак не может забыть мое участие в польском восстании, но все-таки некоторым из повстанцев удалось включиться в местное общество, перейдя в православие.

Главным было то, что поляки являлись католиками по своему вероисповеданию. И для них было два варианта поведения: либо замкнуться в своей среде, либо ассимилироваться, включившись в жизнь местного общества. Если был смешанный брак, к примеру, поляк женился на девушке из русской семьи, то существовало четкое указание властей: детей считать только православными, а для поляков очень важным было, чтобы там, где они живут, был костел.

Первый костел в Западной Сибири появился в Томске в 1833 году. Позже были построены костелы в Каинске, Мариинске, Новониколаевске и других городах Западной Сибири. Надо сказать, что были католические церкви и в деревнях, поскольку у крестьян была большая нужда в вере. Они спрашивали разрешения у местных властей на постройку храма и, в случае положительного решения, старались поселиться рядом с ним. Интересно что многие мотивировали свой отъезд из того или иного места тем, что рядом не было костела.

Тайга.инфо: Можем ли мы говорить, что к 1917 году в Сибири сформировалась польская диаспора?

— Диаспора - это национальное меньшинство; во-вторых, это переселенческое национальное меньшинство; в-третьих, в соответствии с коллективным волеизъявлением диаспора желает оставаться национальным меньшинством и сохранять этнокультурную самобытность. Мне кажется, что польская диаспора в Сибири сформировалась в конце XIX — начале XX века. Примерно двадцать лет, начиная со строительства Транссиба и до 1914 года — это время наивысшего подъема польской диаспоры в Сибири, резко выросла численность польского населения в Сибири, что связано с развитием городов, и особенно со строительством железной дороги. Дело в том, что в Польше железнодорожное строительство также активно развивалось, но в силу разных ограничений, многие поляки не могли сделать достойную карьеру у себя дома, и они уезжали в Сибирь, где их услуги были востребованы.

Численность польского населения Западной Сибири существенно выросла в результате начала Первой мировой войны и наплыва в города и села Сибири беженцев и военнопленных. В дальнейшем после подписания в 1921 году Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей произошла репатриация поляков на родину и тогда численность польского населения в Западной Сибири резко сократилась.

Тайга.инфо: Можем ли мы говорить о каких-то лидерах польской диаспоры в Сибири?

— Как правило, в этой роли выступал священник, но лидером польской диаспоры мог быть и крупный предприниматель или чиновник, занимавший высокий пост в администрации. Нами установлены имена более 360 польских предпринимателей, которые с 1880-х и до 1917 года работали в Западной Сибири. В городах Сибири сложились целые польские предпринимательские династии. Наиболее известны из них семьи Поклевских-Козелл и Андроновских. Нужно назвать также семьи Печокас в Тобольске и Омске, Китшель и Кузиковских в Тобольске, Красимовичей в Кузнецке, Понганских в Новониколаевске, Лемелевич в селе Спасском Каинского уезда. В Западной Сибири поляки были представлены практически во всех сферах предпринимательства.

В Сибири в конце XIXвека было 20 крупных винозаводчиков, двое из них были поляки — этоА. Ф. Поклевский- Козелл и И. И. Андроновский. Значительной была роль поляков в производстве и продаже колбас. Так, в Омске в руках поляков была половина колбасных мастерских, притом, что поляки составляли 2−3% от населения города. Широко поляки были представлены среди провизоров и владельцев аптек. Так, в Новониколаевске аптечным делом занималась семья П. С. Ковнацкого. Владельцем шоколадной фабрики в Томске являлся Бронислав Бородзич, происходивший из мещан города Варшавы.

В Сибири остро чувствовалась нехватка врачебных кадров. В этой связи важен вклад поляков в развитие местного здравоохранения. Удельный вес поляков был высоким среди врачей Томска, Тобольска и Омска. Они часто находились на передовых позициях. Так, в 1887 году поляки составляли 35% состава Врачебной управы города Томска. В Томске известно имя врача Владислава Пирусского, который стал организатором и создателем первого в Сибири Общества содействия физическому развитию детей, которое начало свою работу в Томске в марте 1896 года.

Перед поляками, проживавшими в Западной Сибири, стояла задача интеграции в общественную жизнь новой родины. В начале XX века представители польской диаспоры активно работали в местных выборных органах власти: в Городской Думе Томска, Новониколаевска, Мариинска. Так, в состав гласных первой городской Думы Новониколаевска в 1909 — 1913 гг. входили предприниматели братья Павел и Виктор Понганские.

Тайга.инфо: Что можно сказать о польских революционерах, оказавшихся в Сибири?

— Нужно понимать, что доля их в составе польского общества была сравнительно небольшой. В революционном движении участвовали люди самых разных национальностей, среди них было несколько тысяч поляков. Нами установлены имена более 2 тысяч поляков, сосланных в Сибирь в конце XIX — начале XX века, но к началу 1920-х гг. польские коммунисты в Сибири располагали крайне малыми силами. В Сибири не было ни одного города, где бы численность польских коммунистов достигла или превысила сто человек.

Однако, в целом, среди поляков, было мало тех, кто оказался на стороне большевиков. Идеи большевиков в основной массе польского населения не вызывали особых симпатий.

Тайга.инфо: У поляков ведь существовали национальные военные части в Сибири в годы Гражданской войны.

— Совершенно верно. Красноармейский отряд был сформирован в Иркутске, но самая крупная воинская часть поляков в Сибири, это Пятая польская дивизия. Дивизия состояла в основном из бывших военнопленных германской и австро-венгерской армий. Часть польских солдат участвовала в военных действиях зимой 1918 года на стороне белых, но вскоре польские формирования были эвакуированы в Новониколаевск. Весной 1919 г. распоряжением генерала Жанена полякам поручалась охрана дороги на участках Новониколаевск — Татарская, Татарская — Славгород и Новониколаевск — Барнаул.

Дивизия стояла в Новониколаевске и именно на это время приходится наивысший процент польского населения в городе - он доходил до 8%. Сама дивизия насчитывала 12 тысяч человек. Тогда польская речь слышалась повсюду на улицах Новониколаевска. На берегу Оби был построен лагерь, на плацу прошло несколько парадов польских войск. Времена были тяжелые, поэтому много было разного в отношениях между поляками и местным населением: ихорошего и плохого. Известны случаи, когда во время военных экспедиций против партизан, польские военные грабили крестьян, угоняли скот. Роман Дыбосский писал, что ему приходилось наблюдать целую выставку самоваров — это было награбленное у крестьян имущество.

Тайга.инфо: Что стало с польскими военными, когда армия адмирала Колчака стала отступать?

— Если помните, чехословаки старались держать нейтралитет и ставили задачу вывезти свой корпус в Европу, но среди польских военных было много тех, кто выступал за поддержку Колчака. Польская пехотная дивизия во время отступления армии Колчака участвовала варъегардных боях. Довольно ожесточенный бой со значительными потерями с обеих сторон произошел в районе станции Тайга. Железная дорога была забита вагонами, стоял очень сильный мороз, от тифа погибали тысячи людей. Это была настоящая человеческая трагедия, трагедия людей, пытавшихся спастись бегством от войны.

На момент капитуляции в январе 1920 года в польской дивизии насчитывалось 11 тысяч солдат и офицеров. Одна тысяча из них под командой полковника Казимира Румши смогла прорваться через Монголию к Харбину, а остальные попали в плен, небольшая часть скрылась в тайге. По последним данным смогли уехать из России в Польшу после Рижского мирного договора примерно 5500 человек. Уезжали польские военные в эшелонах, вместе с беженцами и оптантами. И во время возвращения на родину репатриантам пришлось пережить много трудностей: в России после Первой мировой и Гражданской войн царили голод и разруха, железная дорога находилась в ужасном состоянии. Эшелоны из Барнаула, Красноярска, Иркутска, Новониколаевска до границы с Польшей шли месяцами. В лучшем случае эшелоны находились в пути примерно по 20 — 25 суток.

Тайга.инфо: Среди историков есть точка зрения, что расцвет национальных диаспор в Сибири это 20-е годы ХХ века. Вы с этим согласны?

— Трудно говорить про историю всех национальных меньшинств в Сибири, где есть много общего, но есть и отличия. На мой взгляд, расцвет польской диаспоры приходится на время до Первой мировой войны, когда численность поляков в Сибири составляла по оценкам польской историографии около 70 тыс. человек, в 1920 году их численность снизилась до 57 тыс., а в 1926 году в Сибирском крае проживало 45 тыс. поляков. К середине 1920 годов численность польского населения в Сибири сократилась, особенно это касалось городского населения. Во многом отъезд в Польшу был связан с особенностями польского менталитета. Культура поляков всегда была связана с католической церковью. Национально-культурное развитие польской диаспоры в Западной Сибири определялось влиянием римско-католической церкви.

Советская власть с самого начала была настроена антирелигиозно. Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года явился формальным поводом для начала гонений на религию вообще и особенно на христианство. В августе того же года религиозные организации лишаются юридических прав и имущества. Из ведения церкви изымались учебные заведения, регистрация актов гражданского состояния.

Священнослужители становятся лицами без прав — «лишенцами». Начинаются преследования священнослужителей, в частности некоторых из них отправляют на принудительные работы, как, к примеру, случилось с ксендзом поселка Маличевского. Сразу после окончания Гражданской войны католики Сибири почувствовали ограничения своих прав. Началось массовое закрытие храмов, высылка священников и верующих. В Новониколаевске костел был разрушен при Н. С. Хрущеве, в первой половине 1960-х гг. - в ту волну пострадали очень многие храмы.

Тайга.инфо: Выходили ли в Сибири газеты на польском языке?

— В Новониколаевске в начале XXвека проживала семья предпринимателя Генриха Булынко, который содержал в городе похоронное бюро, жена Булынко Евдокия владела книжным магазином «Глобус». В июле 1916 года Генрих Булынко в Новониколаевске организовал еженедельник «GłosSyberii». Газета выходила с 8 июля 1916 г. по воскресеньям, на польском языке и продавалась в киосках Новониколаевска.

К сожалению, следы этой газеты затерялись, я не видел ни одного экземпляра. Когда в Новониколаевске находилась польская дивизия, в 1919 году выходило сразу три газеты на польском языке. В это же время в Новониколаевске работала польская типография.

Тайга.инфо: Многие поляки оставили свой след в культуре Сибири.

— Купцы в XIX — начале XX старались дать своим детям хорошее образование. В Томске в начале XX века проживала семья предпринимателя Казимира Зеленевского. Один из сыновей купца- Казимир — стал известным художником. В Томском областном художественном музее имеется 26 его произведений, неоднократно проводились выставки его картин.

Большой вклад внесли поляки в развитие высшего образования. С момента открытия Императорского университета в Томске там трудились два профессора польского происхождения — это Александр Догель и Станислав Залесский.

Тайга.инфо: В заключение вопрос традиционный:­ о вкладе поляков в развитие Сибири.

— Вопрос совершенно логичный. Если отвечать кратко, то можно сказать, что он был весьма значительным. Причем в самых разных сферах. Приведу данные польского историка Зигмунта Лукавского. Он пишет, что среди рабочих в Сибири поляков было 5%, а среди служащих их доля доходила даже до 18−20%. Наиболее высока была доля поляков среди инженеров и обслуживающего персонала на железной дороге. Интересно, что если посмотреть информацию о читателях библиотек железной дороги, то на первом месте среди них были, понятно, русские, а на втором ­- поляки.

Есть еще немало тем в истории, которые ждут своего исследователя. История поляков в Западной Сибири является частью истории России. В настоящее время изучение истории Сибири невозможно представить без рассмотрения роли польской диаспоры в хозяйственном освоении Сибири, роли поляков в общественной жизни края, в развитии его культуры.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Кого из футболистов кинули на большие деньги? Дискриминацию разрушим до основания. А, что за тем? Карантин запугал потребителей: продажи хлебопечек и яйцеварок выросли на 300% Вулкан Вегас игровые автоматы для легких побед Молодежь против стареющих элит: что ждет Белоруссию и Россию

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций