«Ars котельная» — томская художественная самоорганизация, которая появилась в 2018 году на территории заброшенной после пожара в 1980-х котельной в центре города, напротив Томского госуниверситета (ТГУ). Инициаторы пространства называют её «местом, управляемым художниками» — artist-run space (ars).
В «котельной» проходят бесплатные выставки, концерты, фестивали и перформансы. За три года участники организовали более 25 культурных мероприятий при участии художников, поэтов, журналистов, архитекторов из Томска, Новосибирска, Омска, Красноярска, Владимира и других городов России.
На прошлой неделе, 1 мая, художники «котельной» и организаторы пространства «Погреб» провели карнавальную акцию «Великий поход» — костюмированное шествие с музыкальными инструментами по центру города.
На одной из точек маршрута, у Пушкинского сквера, к участникам подошла полиция, которая расценила акцию как «несогласованный митинг». Сотрудники МВД задержали 20 человек, среди них были художники Митя Главанаков, Аксинья Сарычева, Ольга Шалунова, по подозрению в мелком хулиганстве из-за окрашенных помадой губ бюста Александра Пушкина. Участников «Великого похода» отпустили без протоколов.
Глава Центра управления Томской области (государственное ведомство, отвечающее за мониторинг и обработку обращений граждан), единоросс Александр Петухов прокомментировал первомайское шествие в телеграме: «Пушкин не был голубым. А наши гомики его в своего перекрашивают. За это наказывать надо» (позже он удалил свое сообщение). Отвечая на вопрос городского депутата Ксении Фадеевой, чиновник сказал, что это было «его личное мнение».
После акции, 5 мая, в котельную пришел представитель собственника земельного участка, томского бизнесмена Виктора Кучеренко, и заявил, что «по поручению администрации» в ближайшее время заварит вход в заброшенное здание котельной, а сами художники должны будут его покинуть. Имя обратившегося чиновника инициаторам пространства не назвали.
«Нашему сообществу для работы нужно только место, помещение с любыми коммуникациями. Мы просим диалога с администрацией города Томска и уверены, что развитие культуры города — это наш общий интерес», — говорится в открытом письме в поддержку «ars котельной». На момент публикации его подписали около 100 человек из регионов Сибири.
Тайга.инфо поговорила с участниками «котельной» Аксиньей Сарычевой и Митей Главанаковым — и опросила художников, активистов, сотрудников центров культуры и гостей Томска о том, чем пространство ценно для современной культуры города и как власти в других регионах поддерживают независимых деятелей искусства.
Здание котельной. Фото Гоши Москвичёва
«Котельная» расположена, на мой взгляд, в очень важном месте — на пересечении путей совершенно разных людей. Для меня она была экспериментом по созданию независимого места, художественной лаборатории в центре Томска.
Очень важно, чтобы в таком месте располагались именно открытые культурно-образовательные объекты, где с искусством случайно может познакомиться любой человек, а не пивнухи и магазины. Случайные люди становятся постоянными зрителями, трансформируются в активных участников культурной жизни города.
«Котельная» — это чистый энтузиазм, желание изменить сложившуюся ситуацию в городе и придумать комфортное место для себя, для художников.
Конфликт [с мэрией Томска] — это как раз точка, где болит. Это как раз повод начать разговор. Мы готовы к этому, так как считаем, что ситуация с местной культурой плачевная, судя по срачу и странным комментариям городе по поводу «Котельной». Но мы не хотим кидаться тухлыми яйцами — давайте поговорим.
Уникальность «котельной» в том, что я нигде не встречала такого сообщества. Подобные — да, но, исходя из местного контекста, отсутствия поддержки, внятного художественного сообщества и преемственности в Томске, мы делали все максимально независимо, своеобразно, с полным погружением в город и построением прочных горизонтальных связей с художниками из других городов.
Возможно, сейчас как раз тот случай, когда нужно перейти на новый этап или умереть. Для кого это хуже — не знаю. Мы всегда можем уехать, как и все молодые люди в Томске после учебы, потому что тут делать нечего. Есть мощные университеты — и на том всё, а жить-то как-то надо.
[Похожее] заброшенное место, в котором кто-то бы регулярно и длительно работал — я такого не знаю, но мне кажется, ничего невероятного в этом нет. Есть, например, наши друзья, владимирская группа «Без названия», но у них стиль работы другой: они приходят на определенное место, делают выставку, фотографируют ее и место оставляют.
Мы не собираемся никуда растворяться. Для меня «котельная» — это площадка по формированию языков и методов локальных искусств, которые у нас всегда были демократичны.
Общий принцип работы самоорганизации: нет людей, которые лучше или хуже знают, никто никому не может сказать, что делать. Горизонтальное сообщество — это достаточно экспериментальный режим, потому коллективы привыкли взаимодействовать иерархично, когда есть форма организации. На мой взгляд, в искусствах это приводит к токсичным результатам. Нужно делать так, чтобы у всех голос был одинаковый. На короткой дистанции может показаться, что это не эффективно, но мы играем вдолгую.
Сейчас нас поддерживает арт-сообщество, жители Томска — среда локальная, с которой мы все это время работали, и среда художественная, которая за нами наблюдает. Десятого мая мы договорились встретиться у котельной с томским депутатом [гордумы от «Единой России»] Владимиром Самокишем: будем обсуждать, какие есть варианты. Мы хотим переехать, но куда — большой вопрос. Пока из администрации Томска с нами никто не контактировал.
В конце апреля в промышленном Железногорске Курской области — городе, где живет около 100 тыс. человек, куда невозможно долететь на самолете или доехать на поезде — заново открылся Центр современного искусства «Цикорий». Три года назад эта институция зародилась из местной самоорганизованной инициативы очень упорных и трудолюбивых художников и художниц, получивших образование в Москве.
На открытие выставки приехали губернатор, мэр, представители крупных фондов. «Цикорий» признают местные власти, потому что понимают: небольшим независимым самоорганизациям нужна поддержка, иначе молодые люди будут попросту уезжать.
Те, кто делают «ars котельную» находятся в похожих условиях, что и «Цикорий», но в более сильной позиции, потому что Томск значительно крупнее, и эти художники постоянно участвуют в выставках за пределами Томска.
Сестры Сарычевы и Митя Главанаков в 2019 году участвовали в фестивале «48 Часов Новосибирск», в 2020-м — показывали свои произведения на крупнейшем смотре российского искусства, выставке «Немосква не за горами» в Санкт-Петербурге. Их работы приобретают российские и зарубежные коллекционеры.
Это не какие-то чумазые панки, которые освоили очередную заброшку для пьянок. Это группа, пестующая ненасильственные формы коллективности, принципиально и последовательно расширяющая круг взаимодействия с другими городами. Их пример вдохновляет многих.
Самое дурацкое в этой ситуации, что художники ни у кого ничего не просят. Ни ресурсов, ни привилегий, а простой минимум — место, где можно в свободной, не регулируемой штатным расписанием обстановке общаться и творить. Лишая их этого администрация (городская, областная), попросту стреляет себе в ногу. Без возможности самореализации все просто уедут.
Хотелось бы, чтобы диалог между художниками и властями всё-таки наладился, а не скатывался в оскорбления, как это сделал глава томского ЦУРа Александр Петухов. Только так художники смогут продолжать свои активности.
Самоорганизации очень ценны для мира искусства и для общественных инициатив в целом. Это хорошо понимают работники культуры и эксперты крупнейших институций. В гигантском исследовании научного отдела Музея современного искусства «Гараж» каталогизированы подобные «ars котельной» инициативы, которые влияли и продолжают влиять на культурный ландшафт городов.
Пафосно прозвучит, но именно неиерархичные и коллективные формы жизни — модели будущего для нашей страны. Их нужно оберегать и поддерживать. В противном случае — мы так и будем видеть руины социального государства и фрагментированную общественную ткань в море бушующего политического произвола.
Цитата по фейсбуку
Одно и то же происходит во всех городах России: художников, как и любых некоммерческих деятелей, пытаются вытеснить из центра.
Почему-то городские власти не понимают, что культурные образования, самоорганизации и любые позитивные низовые практики — это, во-первых, нормальная жизнь города, во-вторых, снятие социального напряжения, в третьих, привлечение туризма и вовлечение горожан в позитивную деятельность.
Ни один официальный музей не заменит живого общения с городом, и такие места, как котельная с ее арт-сообществом будут, как магнит, притягивать всех вокруг. Не будет этого места — будет другое, это неизбежно.
Город просто обязан работать с такими сквотерами-энтузиастами, и вместо того, чтобы заваривать двери и создавать себе ореол славы бесчувственных дебилов, которые не понимают своей же выгоды, лучше бы договориться с художниками и спросить: «Дорогие друзья, чем мы можем помочь? Как мы можем вложиться рублем или другими ресурсами в ваше общее дело, не навредив и не нарушив дух вашего проекта?»
Вот так должна поступать администрация здорового города. Поддерживать самих горожан и обслуживать их позитивные интересы, которые развивают город и помогают ему стать интереснее.
Цитата по фейсбуку
Это ненормально — такое соотношение сил: самоорганизованное сообщество взрослых и отдающих себе отчёт в действиях людей и административно организованная масса, выполняющая команду по ликвидации. Скорее всего, просто «недайбохчто» — надо скорее убрать, типа ничего тут не было. Неправда, было, и эту трусость теперь репостят и обсуждают.
Нормально — это прийти или позвать поговорить. Узнать, чего хотят люди, которые делают для себя и для других. Они есть, ёлки-палки, они живые и работают.
Выставка «Неявные отношения», 2020 год
Последний раз я был в Томске за несколько месяцев до открытия котельной. Я познакомился с ее создателями, они показали мне современную арт-сцену города. С тех пор я следил за ними и за пространством в соцсетях. Наблюдал, как оно и художники менялись, становились известными не только в Томске, но и по всей России.
Попытка закрыть котельную и вся ситуация, которая к этому привела — результат глубокого непонимания администрацией Томска нескольких вещей, которые вообще-то должны быть в их компетенции: современного искусства, нового поколения россиян, принципов городского развития и развития локальных сообществ. Это очень плохое решение для всего города.
Мы не так хорошо знаем Томск, как хотелось бы, но он поразил нас ощущением университетского братства, энергией студенческого города.
После лекции [искусствоведа] Оливера Грау, приглашенного в Томск [философом] Дмитрием Галкиным, так естественно было оказаться в расчищенной художниками заброшке, превращенной в волшебный фонарь для встреч и общения.
Было так хорошо, что есть маленькая вселенная во дворе жилого дома, где могут встретиться и поболтать австрийский профессор и основатель комьюнити [Archive of Digital Art] ADA, [художник] Ваня Дыркин, томские студенты и внезапно мы, заехавшие из Екатеринбурга. Эта «котельная» действительно грела Томск, была признаком нормального здорового города.
Ситуация, при которой художники и любые самостоятельно действующие люди повсеместно выдавливаются или задавливаются, стала слишком привычной. Еще одно место исчезнет, еще одну точку активности вдруг размажут просто потому, что есть ресурс для размазывания.
Но «котельная» — это сообщество, а не здание, и ему просто нужно помочь найти новое место. Чтобы факт тупого заваривания дверей не стал чем-то, что нужно просто принять и потом, немного помявшись, забыть.
Грустно, что администрация Томска руководствуется принципом «как бы чего ни вышло». Это проблема самоцензуры: все непонятное запретим на всякий случай.
Напомню, что «ars котельная» вошла в первое издание книги «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020» научного отдела Музея современного искусства «Гараж».
Для профессионального и академического сообщества значимость художественных практик резидентов «котельной» очевидна. Более того, у ребят есть подражатели из других городов. Их методы работы перенимают и используют.
«Котельную» в глобальном контексте нельзя заварить. Но можно повлиять на психоэмоциональное и физическое состояние людей, их выбор другого места жительства. Надеюсь, что этого влияния не произойдёт.
События с самоорганизованной томской «ars котельной» развиваются в полном соответствии с приговским сценарием:
«Да вы не обращайте
У нас тут есть один
То Александр Пушкин –
Российский андрогин».
[Первомайская] акция томских художников вдруг сделала их видимыми для местных властей, однако последние вместо диалога предпочли снова убрать художников из поля зрения, тем самым склоняя их к маргинализации.
Опыт Воронежа в этом отношении по-хорошему показателен: у воронежского Центра современного искусства было свое помещение в центре города, которое предоставили художникам при участии губернатора Алексея Гордеева. Его имя для многих воронежцев связано с современным искусством и театром, реконструкцией парков и мест отдыха.
Я поддерживаю томских художников и надеюсь, что ситуация с «с огромною Пушкинскою головой» войдет в локальную историю современного искусства как начало диалога и взаимного уважения.
В современном искусстве я не специалист, мне сложно оценивать художественную значимость проектов «котельной», но в то же время мне очевидно, что любой художественный проект, который создаётся самостоятельно, вне поддерживающих институций, делается неравнодушными и заинтересованными людьми.
Это люди, которым не только хочется внести разнообразие в жизнь провинциального сибирского города. Они могут взять на себя организацию собственного процесса, делать что-то, на ровном месте, без поддержки — иначе говоря, это ровно та прослойка, усилиями которой жизнь в широком смысле движется вперёд, развивается, прирастает новыми проектами, идеями, качествами.
С этими людьми надо работать, предоставлять им возможности реализовывать свои идеи, давать им площадки, организовывать совместные проекты — но происходит ровно обратное. Ребята в «котельной» талантливые и энергичные: я уверен, они не пропадут и без нее, обязательно придумают что-то ещё.
Тоска нападает не из-за беспокойства за их творческую судьбу, а из-за того, насколько происходящее симптоматично, насколько властные структуры не готовы и не желают замечать ценность чего-то живого, зародившегося и существующего вне придуманных ими правил.
Выставка «ЗЛО», 2019 год
Подготовил Егор Фёдоров