Как доложила на заседании сессии Совета депутатов начальник департамента экономики и стратегического планирования мэрии Новосибирска Лариса Уткина, резкое уменьшение финансирования на исполнение наказов избирателей пришлось на пятый созыв городского совета. Если в 2014 году на наказы было выделено около 900 млн. рублей, то после того как у Новосибирска забрали 10% НДФЛ, в 2015 году эта сумма уменьшилась до 442 млн. рублей. В 2017 году финансирование выросло до 1,4 млрд. рублей, из которых 567 млн. рублей пошло на исполнение текущих наказов. «На трехлетку с 2016 по 2018 годы ранее планировалось исполнение 2287 наказов общей стоимостью 2,621 млрд рублей, — сообщила Уткина. — Сейчас мы говорим уже об исполнении 2640 наказов — это 400 наказов плюсом- общей стоимостью 3 млрд 842,6 млн рублей — это 1,2 млрд рублей плюсом». Сбалансировать трехлетку по наказам и их финансированию, по словам начальника департамента экономики, не смогли только администрация Ленинского района и департамент транспорта.
В шестой созыв депутаты вошли с 4732 наказами. «24 мая 2016 года при принятии плана реализации наказов было обозначено, что он полностью соответствует бюджету города. Анализ работы трех лет показал, что часть наказов не выполняется, — пояснил необходимость принятия обращения председатель Совета депутатов Дмитрий Асанцев, — Есть информация от ряда департаментов что часть наказов не будет исполнена в 2018 году, поэтому мы публично просим мэра обратить внимание и сделать так, чтобы в 2019 году наказы были реализованы в полном объеме».
Напомним, что подробно о проблемах связанных с исполнением наказов по итогам 2017 года Тайге. инфо рассказывал председатель комиссии по наказам Антон Тыртышный.
Заместитель председателя Совета депутатов Юрий Зарубин обратил внимание муниципальных служащих на недопустимость предложений депутатам, которые звучат от некоторых ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств — прим. Тайги. инфо), самим искать средства на исполнение наказов.
«Бывает наказы переносятся, потом идет дробление по нескольким департаментам, наказ исполняется частично, а потом забывается, — обратил внимание представителей мэрии Сергей Бондаренко. — У меня есть наказ №40056, цена вопроса — 400 тыс. рублей, лавочки-скамеечки и благоустройство. Его передали, на 150 000 рублей выполнили, а про 250 000 — забыли».
Ренат Сулейманов считает, что работа с наказами в шестом созыве налажена лучше, чем раньше: «Коллеги, работавшие в прежних созывах, помнят, что для того, чтобы все было хорошо на бумаге, мэрия просто не включала две трети наказов в план реализации», — и напомнил, что наказы — наказам рознь, приведя в пример школу №54 на своем округе, на исполнение наказа по реконструкции которой требуются сотни миллионов рублей.
Председатель Совета депутатов Дмитрий Асанцев пояснил, что в обращении есть конкретизация «наказы, не требующие капитальных вложений». Всего наказов у депутатов сейчас, по словам Асанцева, на 65 млрд. рублей, но 61 млрд из них — это затратные наказы, связанные с капвложениями, а 4 млрд — наказы, связанные с благоустройством территорий, детскими и спортивными площадками, парковочными карманами, обрезкой деревьев, ремонтом кровель и столовых в образовательных учреждениях — именно на них народные избранники просят мэрию обратить первоочередное внимание.
Председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов заметил, что никто не несет персональной ответственности за неисполнение наказов и законодательно обязательность исполнения нигде не закреплена. «Получается мы наказы собираем, жителям во дворах перед выборами говорим, что все будет исполнено, потом не согласовываем перенос исполнения, но в декабре наступает момент, когда оказывается, что мэрия не смогла выполнить наказ, потому что денег на него не было, — поддержал коллегу Дмитрий Прибаловец. - Так у нас наказы уйдут потом с 2018 на 2019, потом на 2020 год, потом на 2021, и мы будем просто перед нашими избирателями бледно выглядеть, объясняя, что наказ не исполнен, потому что были обстоятельства. Жителям все это неинтересно».
Председатель Совета заявил, что депутаты «не питают иллюзий», что в шестом созыве будут исполнены все наказы: «Практика предыдущих лет показывает, что такой идеальной картины мы, к сожалению, не получаем. Все упирается в деньги. Но мы обязаны отстаивать интересы избирателей и заинтересованы в том, чтобы было исполнено максимальное количество наказов». Десятки миллиардов рублей необходимые на реализацию крупных наказов есть вероятность получить только из вышестоящих бюджетов.
«В рамках планов работы Совета депутатов многое удалось, — подвел Дмитрий Асанцев итоги рабочего года. — У нас был насыщенный политический период, в целом, что мне импонирует, мы прошли его достойно, у нас не было каких-то резонансных скандалов, многие вопросы снимались до сессий, прорабатывались на достаточно профессиональном уровне на комиссиях, большое количество дебатов происходит во фракциях, в кабинетах, и на сессию по многим вопросам выходим достаточно согласованно и грамотно. Поэтому подводя итоги политического сезона, у нас есть в том числе есть понимание, что выборная кампания 9 сентября пройдет более спокойно, в той части, что не будет жесткого разделения общественности по интересам. Копья уже определенные были сломаны, и мы надеемся, что город Новосибирск и Новосибирская область будут получать дополнительное финансирование, в том числе и из федерального бюджета, надеемся, что кандидат, на которого мы делаем ставку, будет иметь очень хорошие лоббистские возможности в Москве, чего, может быть, нам не хватало в предыдущие периоды. И очень надеемся на то, что и город Новосибирск и Новосибирская область будут развиваться более интенсивно».