Минтрас и Сибирский госуниверситет путей сообщения (СГУПС) представили программу транспортному комитету заксобрания 24 июля. Ее сценарий предполагает три варианта развития событий: инерционный (без встраивания в новый международный «Шелковый путь» и комплексного развития Южно-Сибирского транспортного узла с центром в Новосибирске), умеренный (как центр этого узла) и оптимистичный (наиболее полный).
Общая стоимость оптимистичного развития программы до 2030 года составляет около 1,3 трлн рублей. Это включает авиасообщение между районами области, железные дороги и «городскую электричку», комплексное развитие общественного транспорта, реконструкцию и строительство автодорог.
«Сформирован целый план мероприятий по автодорожной сети. В первую очередь — реконструкция участка федеральной дороги „Иртыш“, — заявил ректор СГУПСа Алексей Манаков. — Предлагается закончить Восточный обход, построить Юго-Западный транзит — трассу непрерывного движения со скоростью более 70 км/ч — и Центральный мост. Также реконструкция дорог „Новосибирск—Ленинск-Кузнецкий“, „Новосибирск-Кочки-Павлодар“, „Новосибирск-Колывань-Томск“ для повышения пропускной способности на въездах в город. Из наиболее важных проектов муниципального значения хотелось бы отметить реконструкцию подъездов от Искитима к Восточному обходу в районе Морозово, реконструкция дороги „Академгородок-Кольцово“ и строительство моста через Иню в районе Сарапулки».
Кроме того, в транспортной схеме сохранили проект по строительству речного порта в Ташаре Мошковского района. Он вызывает недовольство у инвесторов речпорта Новосибирска, который региональные власти предпочитают не брать во внимание.
Программа развития оказалась сборкой известной информации и манифестом по развитию всех видов транспорта. «На мой взгляд, разработчки и авторы стратегии оказались заложниками постановки задач, — считает депутат, вице-президент компании „Сибмост“ Владислав Кошкин. — Мы должны рассматривать ситуацию с движением пассажиров, грузов намного шире. Давно известно, что Новосибирск находится в центре пассажирского и грузового узла, если рассматривать прилегающие города, о которых говорится в стратегии — Томск, Барнаул, Кемерово — пассажиропоток составляет около 10 млн человек. Когда я читал стратегию, хотелось бы иметь понимание, мы существующие потоки будем возить какими видами транспорта и почему. Либо мы концентрируемся над реконструкцией дорог, либо ставим вопрос о скоростном сообщении по железной дороге, может это авиация или водный транспорт. Я на эти вопросы ответов не нашел в стратегии».
«Собрали все объекты, которые у нас есть в разработке, поставили как-то по приоритетности, но абсолютно непонятно, если мы делаем упор на скоростное сообщение Новосибирска с близлежащими городами по железной дороге, стоит ли нам вбухивать огромные средства в реконструкцию автодорог», — добавил Кошкин.
Об этом же спросил глава комитета Фёдор Николаев. Он предложил выстроить проекты и направления по приоритетности и хотя бы конкретизировать, откуда возьмутся 1,3 трлн рублей.
Врио министра транспорта Анатолий Костылевский ожидаемо ответил, что развивать нужно всё. Он признал, что источники инвестиций до 2030 года назвать можно только примерно: федеральный и региональный бюджеты, программа развития РЖД и частные вложения. По словам Манакова, транспортная схема может быть «неким руководящим документом» для планирования, например, жилой застройки.
«Когда я смотрел стратегию, у меня создалось такое чувство, что некоторые просто не ощущают масштабы Новосибирской области и просто путаются, — заметил зампред комитета Сергей Титков. — Откройте схему развития автомобильных дорог до 2030 года. Тут дорожников ползала сидит, и скажите, что, кто-то из Северного, Барабинска и Куйбышева кто-то поедет на Краснозёрку? Все скажут, что там нет дорог, и никто их не планировал. Или из Убинска на Здвинск, на Купино — ну нет там дороги, и строить ее мы не будем. Или Куйбышев-Венгерово-граница Омской области, где запланировано 400 млн рублей. А это 200 км, реконструкция дороги за 400 млн рублей — нет такого, не может быть. Мы строим дорогу на Зюзю, там 12 км, на реконструкцию сельской дороги надо 500 млн».
У депутатов возникли вопросы и к достоверности данных. По мнению авторов, только 3% населения области недоступны услуги общественного транспорта. «По факту точно скажу, что не так», — заметил вице-спикер Валерий Ильенко, который посетовал, что авторы не воспользовались мнением общественников.
Впрочем, депутаты и эксперты согласны, что стратегия нужна. Но ее следует доработать. Комитет одобрил документ, предложив выстроить проекты до 2024 года по приоритетности и финансированию, остановиться на реалистичных объектах, уточнить вопросы по Обскому бассейну.