День ангела и именины: в чем разница и как не ошибиться

21.11.2020 19:34

День ангела и именины: в чем разница и как не ошибиться

Православные отмечают в субботу Собор архангела Михаила и всех бесплотных сил небесных, который в народе называют “всеобщим днем ангела”. В чем отличие этого праздника от именин, каков его духовный смысл и с каким именем можно креститься — нашем в материале.

День архистратига (в переводе с греческого — “главнокомандующего”) Михаила особенно популярен в России. Еще сто лет назад с ним связывали множество традиций. Но лишь одна дошла до нашего времени: поздравлять принято не только носителей имени архангела, но и вообще всех людей.

“Всеобщий день ангела” — так называют этот праздник в Русской церкви. А в последние три десятилетия — неофициально: “всеобщие именины”.

“Обычно под днем ангела и именинами верующие подразумевают одно и то же событие. Но, строго говоря, это не совсем так”, — замечает известный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Именины, или, как говорят в Церкви, “День тезоименинства”, — это день памяти святого, в чью честь назвали человека. То есть его небесного покровителя.

“При крещении дают имя того или иного святого. Так он становится персональным защитником и попечителем”, — объясняет протоиерей.

Это обстоятельство породило множество обычаев. Например, в домонгольской Руси считалось, что человек может повторить судьбу святого, чьим именем его нарекли. Поэтому, например, в княжеских семьях новорожденных не называли в честь мучеников и тех, кто много страдал при жизни. Отсюда, кстати, известная народная поговорка: “По имени твоему — житие твое”.

Столетия спустя появился еще один обычай, прямо противоположный. Новорожденному подбирали имя самого непопулярного святого. И желательно, чтоб у него было как можно меньше дней памяти.

“Считалось, что святые с редким именем — покровители малого числа людей. А раз так, легче запомнить каждого, кого защищаешь. Значит, на помощь придут гораздо быстрее”, — рассказывает отец Максим.

Однако таким обычаям следовали в основном представители высших сословий. Крестьяне же, коих на Руси было большинство, доверяли этот вопрос священнику, и тот подбирал имя младенцу. Обычно таинство крещения совершали на восьмой день.

“У Гоголя в “Шинели” главного героя зовут Акакий Акакиевич. С греческого переводится как “кроткий”. По-русски, может, звучит не особо благозвучно, но что поделать — такое имя, как уточняется в повести, выбрал священник”, — говорит церковный миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

Сейчас, отмечает он, окончательное слово в выборе имени младенца — всегда за родителями. Однако верующие все равно должны следовать главному правилу: называть ребенка в память почитаемого в православии святого.

“Например, имя Франциск никак не подойдет. При всем уважении к святому Франциску Ассизскому, его не признает православная церковь”, — поясняет публицист.

С другой стороны, добавляет он, далеко не все имена есть в святцах — поименном календарном перечне святых, чтимых Православной церковью. Например, там не найдешь популярного имени Виктория, хотя таких святых несколько.

Все дело в том, что православное христианство довольно разнородно в этнокультурном плане. У каждой поместной церкви мира, помимо собственного языка богослужения и обычаев, есть свои святые. Например, особо почитаемого сербскими верующими святого царя Душана нет в богослужебном календаре Русской церкви. Значит ли это, что нельзя крестить ребенка с таким именем, вот вопрос.

До недавнего времени здесь было много разночтений. Одни священники говорили, что нельзя, ссылаясь на правило следования святцам. Другие парировали: можно, если речь идет о православном святом. Или если это святой, прославленный до разделения Церкви на западную (Католическую) и восточную (Православную) в XI веке.

Лишь в 2019 году недоразумение устранили: Синод Русской церкви разрешил крестить детей с иностранными именами.

“Не существует препятствий к принятию в таинстве крещения имени в ином, чем привычное, национальном звучании (к примеру, Иоанн — Джон; Иоанна — Жанна), а также к участию в таинствах с этим именем в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании. Эти иные национальные звучания имен, находящихся в православных месяцесловах, следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов”, — сказано в решении руководящего органа РПЦ.

За 70 лет атеистической власти традиция выбирать имя согласно перечню святых исчезла — в отличие от обычая праздновать именины. Ему, что интересно, следуют даже далекие от религии люди.

Однако, открыв месяцеслов, многие теряются. Одних только святых Иоаннов в православной традиции несколько десятков. Что уж говорить про самого популярного — Иоанна Крестителя, у которого в году целых семь дней памяти. Непонятно, когда праздновать именины.

На этот счет в Церкви издревле существует простой алгоритм. Если человек не знает, в честь какого святого назван, дату именин определяют так: берется ближайший день памяти небесного тезки после дня рождения. Например, если некто Иван родился 21 ноября, то именины у него будут 22 ноября — в день памяти преподобного Иоанна Колова.

То же правило действует в случаях, когда родители не знают, какое имя выбрать новорожденному. Священнослужители советуют просто заглянуть в церковный календарь: память какого святого пришлась на день рождения — так и называть.

Если же речь идет об имени, которого нет ни у одного святого, рекомендуется обсудить это со священником.

Однако вне зависимости от имени у каждого верующего есть день ангела. Он отмечается 21 ноября, когда Церковь чтит не только архангела Михаила, но и все “бесплотные силы небесные”.

Согласно православному вероучению, у всех нас есть ангел-хранитель. Имя его человеку неизвестно.

“Поэтому мы и празднуем день личного ангела-хранителя вместе со всеми 21 ноября. Каждый ангел — личность. А значит, с точки зрения богословия у него должно быть имя”, — объясняет отец Максим Первозванский.

Так или иначе, день ангела верующие могут отмечать наряду с именинами. Ведь это, по словам протоиерея, важное событие, напоминающее о том, зачем вообще нужен персональный небесный охранитель.

“Согласно православному вероучению, он и есть та самая невидимая сила, которая где-то предостерегает, а где-то и спасает. Бывают же случаи, когда мы говорим: что-то нас отвело от какого-либо действия”, — заключает протоиерей.

На безымянного защитника возложены особые обязанности. Потому верующие просят его о помощи — через молитву. Источник

Читайте также: Собор Архистратига Михаила – что за праздник?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Прогноз и ставки на матч Франция – Хорватия 2018 Потеряли берега: почему Западная Украина ушла под воду Как украинцы встречали своих из Уханя Коронавирус хуже инфаркта или почему люди стали бояться вызывать скорую Медведев объяснил необходимость повышения пенсионного возраста

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций