Для кого-то он Николай Петрович из сериала «Воронины», для других — граф Рошфор из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», для третьих — ведущий актер Малого театра. И для всех — человек, мужественно боровшийся с тяжелейшим недугом.
Клюев говорит правду в любых обстоятельствах и любым по чину людям. Характер такой, не умеет обманывать. Хотя сам артист говорит, что порой эта его черта становится недостатком и осложняет жизнь. Мало кому нравится, когда ему режут правду-матку в глаза. Но Клюев по-другому не может.
По словам артиста, для него классический театр — это религия. «Театр должен быть духовным, — рассказывал актер в интервью „АиФ“. — Если театр не духовный, значит, это развлечение. Кто-то любит по-разному развлекаться. Ему голую задницу со сцены покажи — очень нравится. Но мне с этим человеком не очень интересно общаться, он для меня понятен. Я очень любою историю, очень люблю традиции, очень люблю культуру. Я рад, что работаю в Малом театре, где это всё ценится. Существуют же английский „Олд вик“, французский „Комеди франсез“. Театр национальный обязательно должен быть. И Малый театр сохраняет традиции русского театра».
Правда, был в творческой жизни один сложный период, когда ролей в Малом у Клюева не было. Тогда Иннокентий Смоктуновский предложил ему перейти во МХАТ. По словам Бориса Владимировича, если бы не любовь к Малому, он бы даже не раздумывал, ведь играть на мхатовской сцене — это мечта едва ли не любого артиста. Клюев попросил несколько дней на раздумья. И в итоге отказался от лестного предложения. «Я понял: надо перетерпеть, — говорил в беседе с корреспондентом артист. — Поступил правильно, уверен. Сейчас я востребован, вышла недавно премьера „Перед заходом солнца“».
Высокую планку задает Клюев и как профессор легендарной «Щепки». «Студенты приходят разные. Но я за полгода выбиваю из них всякие пирсинги, татуировки заставляю сводить. Нет, если ты хочешь быть рэпером, да ради бога, хоть весь там исколись. А профессия актера другая в этом смысле, артист должен быть внешне нейтрален, чтобы можно было „нарисовать“ что угодно для роли. Когда снимался в фильме „По прозвищу Зверь“, меня полтора часа на зоне ребята химическим карандашом разрисовывали, как полагается. Жутковато, конечно, выглядело. Но я это потом смыл — и всё.
Я помню, как Вячеслав Васильевич Тихонов всё время замазывал свою маленькую татуировочку, которую в ремесленном училище сделал. Каюров наш Юрий Иванович, по молодости наколовший что-то, тоже руки вечно замазывал в татуировках. Знаете, есть французская поговорка: „Чтобы быть красивой, надо страдать“. Актерская профессия обязывает тому же. Если ты хочешь чего-то добиться, нужно себя ограничивать, постоянно следить за собой. Можно очень быстро сделать себе пивной живот. Но он тебе нужен?
Если ты характерный артист, то, конечно, ради бога, вот такую морду отъедай, живот — замечательно. Но, если ты играешь героев, — нет, нельзя! Девочкам тем более нельзя полнеть. Своим студентам, которые распустились, я так и говорю: „Посмотри, какой у тебя живот, он тебя скоро по коленкам будет бить“. Надо бить по самолюбию, а как же по-другому?! По самолюбию — для того, чтобы человека это задело. Хотя люди разные есть. Кому-то я деликатно говорю: „Вам нужно подсушиться“. Спортивный термин звучит мягче».
«Меня часто спрашивают, как я отношусь к ролям в сериалах, каково мне, артисту Малого театра, играть дедушку Клюева в „Ворониных“. Каждый раз отвечаю: любую роль я играю на самом высоком уровне, на котором только могу. Ни за один съемочный день мне не стыдно. Другое дело, что очень многие сериалы не выстрелили в отличие от „Ворониных“. Но здесь я могу сказать одно: все решает Его величество зритель».
Кстати, это качество — играть каждую роль как главную в своей жизни — однажды едва не сослужило плохую службу артисту. В советские годы Клюев часто играл аристократов, белогвардейцев. Что уж говорить про предателя Родины Дубова-Трианона в «ТАСС уполномочен заявить», президента США в «07-й меняет курс» или теневого премьер-министра Майкрофта Холмса в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
«В советские времена актёрам ставки назначали комиссией, собирали отзывы у режиссеров, знаменитых мэтров-артистов, обсуждали, дать ли им на 10 рублей больше, — вспоминал в интервью Борис Клюев. — Многие на том заседании высказались против меня: мол, образ у Клюева в кино неприятный, играет трусов да предателей. На это Смоктуновский ответил: „Раз даже профессионалы ассоциируют Клюева с его персонажами, значит, артист он очень хороший“. В общем, добрые слова сказал обо мне, и мне прибавили ставку в кино. А в те времена прибавка на 10 рублей в день была очень значимой…»
«Всегда, когда бываю за границей, хочу доказать, что мы самые лучшие. Когда снимался в иностранных фильмах, старался сделать так, чтобы всё выглядело очень достойно, и рад был, что с таким огромным уважением ко мне относились как к русскому артисту». Перемены в 1990-е годы мэтр театра и кино воспринимал как личную драму: «Когда был Советский Союз, нас боялись.
Плохо это или хорошо, не знаю. Но нас боялись. К нам относились с уважением. Потом был период, для меня страшный, когда Горбачёв и Ельцин, один вялый, другой пьяница, разрушили страну. Просто развалилось всё в одночасье. Государство разворовали, подсуетились некоторые люди, появилось понятие „олигарх“, персонажи, которые сделали состояние миллиардное в течение года, что невозможно».
Для Клюева-патриота важнейшим моментом в жизни стало возвращение Крыма. «Вдруг неожиданно снова чувство гордости за страну появилось, — говорил актер. — Я уверен: потенциал нашей страны огромен. Ну а жужжание оппозиции и людей, которых оторвали от кормушки, к которой они привыкли, всегда будет. Если еще наладить, если люди начнут верить в государство и деньги вкладывать сюда, то, я думаю, Россию ждет большое будущее.
Клюев всегда выглядит как аристократ или франт: роскошные костюмы самых разных цветов, шляпы. Всегда платочек в кармане пиджака, перстни. Его нельзя застать в «разобранном» виде. «Я люблю красивое. Это касается всего. Несколько лет назад стал собирать картины. Часто езжу на выставки. Я считаю, живопись — самый емкий вид искусства. Без слов понятно всё… Обожаю читать. На день рождения купил себе „электронную книгу“ и перекачал туда всего Хемингуэя, Гоголя. Когда есть пауза, „листаю“.
Думающему человеку, каким бы он занятым ни был, нужно постоянно „вливать“ в себя искусство. Это настолько облагораживает и делает нас лучше… А ещё цветы — моя старая страсть. Особенно розы. Из гастрольных поездок коллеги везли сувениры, а я — саженцы. Ой, меня так обманули однажды! Есть легенда, что существует чёрная роза. Продавец-мальчишка на „Птичке“ убедил меня: „Могу достать“. Я купил у него черенок. Оказалось, обычная роза. Жёлтая. Я хотел вернуться и набить ему морду! Но не стал мараться».
Директор Малого театра Тамара Михайлова сообщила, что Борис Клюев скончался от онкологического заболевания, передает «Московский комсомолец».
Советский и российский актер театра и кино на протяжении нескольких лет боролся с раком легких. Отмечается, что болезнь Клюеву диагностировали еще в 2018 году, при этом он продолжал работать.
Ранее стало известно о кончине Бориса Клюева, он умер на 77-м году жизни. Церемония прощания пройдет в Малом театре, дата и время похорон станут известны позже. Источник