«Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: популяризатор науки об образовании и работе мозга

12.11.2021 23:43

«Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: популяризатор науки об образовании и работе мозга

Тайга.инфо: За последние полтора года мы привыкли к онлайну, но встреча в Новосибирске пройдет «живьем». Чем же все-таки живое общение лучше виртуального?

— Любая человеческая коммуникация состоит из двух компонентов. Во-первых, обмен фактической информацией, сухими данными, контентом. Во-вторых, обмен эмоциями, впечатлениями, влияние на настроение друг друга.

В принципе, онлайн-лекции неплохо подходят для передачи контента. Хорошо мотивированные взрослые люди вполне способны эффективно учиться таким образом. Практический результат от просмотра видео такой же, как если бы об этом вы прочитали в книге. Но живое образование, и вообще любые живые встреч нужны, чтобы получить впечатления и испытать эмоции. В посещении живой лекции важно всё, а не только (и не столько) контент. Важна прогулка по городу до и после. Важно видеть, что другим людям интересно то же самое, что интересно тебе. Важно чувствовать, что этот разговор происходит здесь и сейчас, что он единственный в своем роде и такого больше не будет.

Все эти факторы, между прочим, способствуют не только радости общения, но и более высокой эффективности обучения. Мы ежедневно обрабатываем огромное количество информации, и большая ее часть теряется быстро и необратимо. Шанс остаться в памяти есть лишь у той информации, на которую мы обратили внимание. Обратить внимание на живую лекцию, на которую вы пришли ножками, гораздо проще, чем на одну из десятка вкладок в браузере.

А еще мы любим новизну. Новые стимулы в принципе вызывают в мозге повышение уровня дофамина. И наоборот, если искусственно повысить уровень дофамина в мозге обезьян, они начинают интенсивнее предпочитать новое. Уровень новизны при живой встрече, очевидно, выше. Поэтому фокусироваться на ней и проще — и радостнее. Так устроен наш мозг.

Тайга.инфо: А чем понимание того, как устроен мозг, помогает в жизни?

— Помогает быть добрее к себе и к окружающим, хотя бы иногда. Биологи, и особенно нейробиологи, довольно хорошо осведомлены о том, насколько мы все далеки от совершенства, неидеальны, иррациональны и нелепы. Мозг наш эволюционировал совершенно не в тех условиях, в которых мы сейчас живем, и от этого все наши проблемы. Людям довольно плохо дается долгосрочное планирование и многолетние проекты, потому что жизнь никогда не была настолько долгой и безопасной, как сейчас.

Когда вы живете в опасной и голодной саванне и можете умереть в любой момент, то нет никакого смысла не есть тортик сейчас, чтобы не оказаться толстеньким через десять лет. Эволюция нас к такому не готовила. Ну то есть, у нас конечно есть лобная кора, которая способна гипотетически вообразить долгую жизнь, но есть и подкорковые эмоциональные центры, которые вопиют: «Да ерунда это, хозяин, давай есть тортик поскорее, а то потом не будет». В этом заключается еще одно важное знание о мозге: мозг неоднороден, в нем действительно постоянно происходят внутренние конфликты. Побеждает то одна, то другая сторона, смотря насколько мы прямо сейчас в хорошем или в плохом функциональном состоянии. Людям, которые хорошо высыпаются и достаточно двигаются, легче даются разумные хорошие решения — это еще одно важное знание о мозге.

Тайга.инфо: На «СверхНовой книге» вы выступаете с лекцией «Как учиться эффективно». Давайте поговорим об учебе, в частности об университетском образовании. Что бы вы поменяли в процессе обучения в университетах сейчас?

— Университеты бывают разные, организация учебного процесса — это всегда баланс между желаниями и возможностями, и к тому же непонятно, что мы понимаем под словом «сейчас» — в 2021 году или в XXI веке?

Точно не стоит думать, что все уйдет в онлайн и там и останется. Онлайн — это лучше, чем ничего, но, как мы только что обсуждали, намного хуже оффлайна. При живом общении формируются личные эмоциональные связи с преподавателями, которые являются важной мотивацией к обучению. При живом общении завязывается дружба и сотрудничество с однокурсниками. Сами аудитории университета создают особую, величественную атмосферу. Как писал Довлатов, «в такой обстановке трудно быть лентяем… но мне удавалось».

В целом, конечно, хорошо бы учитывать в организации учебного процесса современные знания о работе мозга, о формировании памяти, чтобы сделать обучение более эффективным. Лучший из трех университетов, где доводилось учиться мне, НИУ ВШЭ, именно так и поступает, по крайней мере в рамках магистратуры по когнитивным наукам. Во-первых, там никогда не бывает первых пар: если магистратуру делают нейробиологи, то они понимают, что нет ничего более бессмысленного, чем учить чему-то людей, которые не высыпаются.

Во-вторых, за два года обучения там у меня было только два экзамена. По абсолютному большинству предметов я получила оценку автоматом — благодаря тому, что хорошо писала все промежуточные тесты, эссе и контрольные. Система устроена так, чтобы побуждать человека учить информацию маленькими порциями каждую неделю, а не раз в полгода во время сессии, и это во много раз эффективнее для того, чтобы уложить всё в долговременную память, вырастить новые синапсы.

В-третьих, правда, это была эмоционально значимая история. Весь набор — человек тридцать, лекции им читают человек двадцать параллельно со своей собственной исследовательской работой, поэтому все друг друга знают, со многими продолжаешь и дальше дружить, работать, звать на вечеринки и лайкать в инстаграме. Это включает мощное социальное давление. Не стыдно не готовиться к экзамену, если его принимает незнакомый препод, и очень стыдно не готовиться, если вы с ним позавчера чай в лаборатории пили, и через месяц тоже будете.

Тайга.инфо: То есть правильно организованный процесс обучения по сути вырабатывает полезную привычку учиться. А каких привычек особенно не хватает людям, которые хотели бы сделать свое обучение более эффективным? Что необходимо выработать в в себе?

— О конкретных привычках я как раз и буду рассказывать на лекции, которую читаю 12 ноября на фестивале «СверхНовая книга». Если выделить основной универсальный принцип, то исследователи обучения часто упоминают особенную категорию высокоэффективных студентов, которую называют «self-regulated learners». Это люди воспринимают образование как услугу, и активно и деятельно заинтересованы в том, чтобы в обмен на свои деньги или время получить максимум информации, с точки зрения и ее количества, и качества. Они не плывут по течению, они постоянно анализируют, как извлечь из процесса обучения максимум. Они пристают к преподавателям каждый раз, когда им что-то непонятно, требуют дополнительную литературу, ищут альтернативные объяснения, интенсивно прорабатывают материал, анализируют собственные стратегии обучения, перепроверяют себя по тестам и проверочным вопросам.

К сожалению, чтобы быть таким человеком, нужно правда очень хорошо понимать, зачем тебе это образование, как оно согласуется с твоими жизненными ценностями и карьерными устремлениями. Очень хотеть, чтобы качественное образование у тебя было и очень бояться того сценария жизни, в котором образования у тебя не будет. Такое, конечно, редко случается с теми, кто в 17 лет поплыл по течению и пошел куда попало, потому что иначе армия, да и мама расстроится. Это чаще случается с теми, кто уже в тридцать получает второй диплом добровольно. Впрочем, это не означает, что не надо получать первый — все же лучше учиться неосознанно, чем не учиться вообще.

Тайга.инфо: С полезными привычками более или менее понятно. Давайте поговорим о вредных. Вот, например, прокрастинация, которая пожирает время со страшной силой. Поделитесь личным опытом, как с ней бороться?

— Ну… Я построила такую карьеру, чтобы у меня был достаточно высокий уровень почасовой оплаты, чтобы можно было много прокрастинировать и все равно спокойно выплачивать ипотеку! А пока бороться с прокрастинацией все-таки было важно, я интуитивно понимала, что проблема прокрастинации — это не столько про тайм-менеджмент, сколько про менеджмент эмоций. Уже потом почитала научные исследования, и они эту точку зрения подтвердили.

Мы прокрастинируем, потому что предстоящее нам дело вызывает у нас сильные неприятные эмоции. Например, страх поражения, потому что мы не очень понимаем, как взяться за дело, с чего начать. И мы, вполне естественно, предпочитаем лучше получить здесь и сейчас краткосрочную положительную эмоцию от открывания фейсбука. Соответственно, задача борьбы с прокрастинацией — это задача, как сделать так, чтобы страх плохо справиться с работой оказался сильнее страха эту работу делать, а радость от хорошо сделанной работы перевешивала радость от фейсбука.

Конкретные инструменты могут быть разными, но очень многого обычно можно добиться через социальные взаимодействия. Если вы хорошо учитесь и работаете, то вы становитесь умным и богатым, и вас начинают любить женщины (или мужчины), это хороший стимул, чтобы учиться или работать. Или, еще проще — если вы расшарили экран своего компьютера вашей бабушке, партнеру или научному руководителю, то они могут в любой момент посмотреть, что вы тупите в фейсбуке, и будут вами недовольны. На эту тему есть хорошая книжка «Nudge» нобелевского лауреата Ричарда Талера. Она о том, что лучше бы вообще не тратить силу воли на борьбу с собой, лучше создать такие условия, чтобы у вас выбора не было.

Тайга.инфо: Чтобы попасть на вашу лекцию на «СверхНовой», необходимо предъявить QR-код. Да, это может показаться неудобным, но это требование времени. Как переубедить людей, которые все никаких не хотят прививаться?

— Мы тут с подружкой несколько дней назад изумлялись: «сказал бы кто нам два года назад, что мы будем недовольны тем, что правительство недостаточно закручивает гайки!»

Люди рассуждают о своем страхе про недостаточно изученные вакцины только до тех пор, пока отсутствие вакцинации не создает им неудобств. Как только в Москве летом запретили ходить по кабакам без прививки, очереди в прививочные пункты тут же выстроились длиннейшие. К сожалению, потом разрешили обратно, когда удалось снизить нехватку койкомест в больницах. Я бы лично приветствовала и более радикальные меры, например запрет на использование общественного транспорта тем, у кого нет сертификата о вакцинации (или справки о медотводе) — в Москве, скажем, это должно быть не очень сложно сделать технически.

Ведь про меня, допустим, цифровому государству известны и сведения о моей вакцинации и ревакцинации, и номер карты-тройки, по которой я езжу. Если бы мне ее блокировали за отсутствие вакцинации, я бы не обиделась. Если мы говорим о праве человека на свободу передвижения — ну, пускай свободно передвигается в такси, там хотя бы заразит одного таксиста. Или на каршеринге, или на велосипеде. Ну или можно было бы не запрещать проезд в метро совсем, а сделать его для невакцинированных в три раза дороже. Собирать с них таким образом дополнительный налог на здравоохранение, раз уж они создают на него неадекватную нагрузку. Я совершенно уверена, что в этом случае 90% пошли бы и привились (чего уже вполне достаточно, чтобы передача вируса очень усложнилась).

Не делать прививку против коронавирусной инфекции (как, впрочем, против любой другой серьезной инфекции, передающейся от человека к человеку) — это опасная глупость и свинство. Я не нахожу в себе лояльности к тем, кто ее не делает. На дворе, блин, ноябрь, уже два года пандемии, уже год как вакцина доступна.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

На абордаж: какие народы промышляли пиратством на Черном море Осенние каникулы у школьников будут с 29 октября по 5 ноября 2018 года Мясо устриц поможет избавиться от рака Кофейный этикет. Какой вариант напитка лучше для здоровья? Женские брюки оптом от российского производителя

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций