«Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: популяризатор науки об образовании и работе мозга

12.11.2021 23:43

«Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: популяризатор науки об образовании и работе мозга

Тайга.инфо: За последние полтора года мы привыкли к онлайну, но встреча в Новосибирске пройдет «живьем». Чем же все-таки живое общение лучше виртуального?

— Любая человеческая коммуникация состоит из двух компонентов. Во-первых, обмен фактической информацией, сухими данными, контентом. Во-вторых, обмен эмоциями, впечатлениями, влияние на настроение друг друга.

В принципе, онлайн-лекции неплохо подходят для передачи контента. Хорошо мотивированные взрослые люди вполне способны эффективно учиться таким образом. Практический результат от просмотра видео такой же, как если бы об этом вы прочитали в книге. Но живое образование, и вообще любые живые встреч нужны, чтобы получить впечатления и испытать эмоции. В посещении живой лекции важно всё, а не только (и не столько) контент. Важна прогулка по городу до и после. Важно видеть, что другим людям интересно то же самое, что интересно тебе. Важно чувствовать, что этот разговор происходит здесь и сейчас, что он единственный в своем роде и такого больше не будет.

Все эти факторы, между прочим, способствуют не только радости общения, но и более высокой эффективности обучения. Мы ежедневно обрабатываем огромное количество информации, и большая ее часть теряется быстро и необратимо. Шанс остаться в памяти есть лишь у той информации, на которую мы обратили внимание. Обратить внимание на живую лекцию, на которую вы пришли ножками, гораздо проще, чем на одну из десятка вкладок в браузере.

А еще мы любим новизну. Новые стимулы в принципе вызывают в мозге повышение уровня дофамина. И наоборот, если искусственно повысить уровень дофамина в мозге обезьян, они начинают интенсивнее предпочитать новое. Уровень новизны при живой встрече, очевидно, выше. Поэтому фокусироваться на ней и проще — и радостнее. Так устроен наш мозг.

Тайга.инфо: А чем понимание того, как устроен мозг, помогает в жизни?

— Помогает быть добрее к себе и к окружающим, хотя бы иногда. Биологи, и особенно нейробиологи, довольно хорошо осведомлены о том, насколько мы все далеки от совершенства, неидеальны, иррациональны и нелепы. Мозг наш эволюционировал совершенно не в тех условиях, в которых мы сейчас живем, и от этого все наши проблемы. Людям довольно плохо дается долгосрочное планирование и многолетние проекты, потому что жизнь никогда не была настолько долгой и безопасной, как сейчас.

Когда вы живете в опасной и голодной саванне и можете умереть в любой момент, то нет никакого смысла не есть тортик сейчас, чтобы не оказаться толстеньким через десять лет. Эволюция нас к такому не готовила. Ну то есть, у нас конечно есть лобная кора, которая способна гипотетически вообразить долгую жизнь, но есть и подкорковые эмоциональные центры, которые вопиют: «Да ерунда это, хозяин, давай есть тортик поскорее, а то потом не будет». В этом заключается еще одно важное знание о мозге: мозг неоднороден, в нем действительно постоянно происходят внутренние конфликты. Побеждает то одна, то другая сторона, смотря насколько мы прямо сейчас в хорошем или в плохом функциональном состоянии. Людям, которые хорошо высыпаются и достаточно двигаются, легче даются разумные хорошие решения — это еще одно важное знание о мозге.

Тайга.инфо: На «СверхНовой книге» вы выступаете с лекцией «Как учиться эффективно». Давайте поговорим об учебе, в частности об университетском образовании. Что бы вы поменяли в процессе обучения в университетах сейчас?

— Университеты бывают разные, организация учебного процесса — это всегда баланс между желаниями и возможностями, и к тому же непонятно, что мы понимаем под словом «сейчас» — в 2021 году или в XXI веке?

Точно не стоит думать, что все уйдет в онлайн и там и останется. Онлайн — это лучше, чем ничего, но, как мы только что обсуждали, намного хуже оффлайна. При живом общении формируются личные эмоциональные связи с преподавателями, которые являются важной мотивацией к обучению. При живом общении завязывается дружба и сотрудничество с однокурсниками. Сами аудитории университета создают особую, величественную атмосферу. Как писал Довлатов, «в такой обстановке трудно быть лентяем… но мне удавалось».

В целом, конечно, хорошо бы учитывать в организации учебного процесса современные знания о работе мозга, о формировании памяти, чтобы сделать обучение более эффективным. Лучший из трех университетов, где доводилось учиться мне, НИУ ВШЭ, именно так и поступает, по крайней мере в рамках магистратуры по когнитивным наукам. Во-первых, там никогда не бывает первых пар: если магистратуру делают нейробиологи, то они понимают, что нет ничего более бессмысленного, чем учить чему-то людей, которые не высыпаются.

Во-вторых, за два года обучения там у меня было только два экзамена. По абсолютному большинству предметов я получила оценку автоматом — благодаря тому, что хорошо писала все промежуточные тесты, эссе и контрольные. Система устроена так, чтобы побуждать человека учить информацию маленькими порциями каждую неделю, а не раз в полгода во время сессии, и это во много раз эффективнее для того, чтобы уложить всё в долговременную память, вырастить новые синапсы.

В-третьих, правда, это была эмоционально значимая история. Весь набор — человек тридцать, лекции им читают человек двадцать параллельно со своей собственной исследовательской работой, поэтому все друг друга знают, со многими продолжаешь и дальше дружить, работать, звать на вечеринки и лайкать в инстаграме. Это включает мощное социальное давление. Не стыдно не готовиться к экзамену, если его принимает незнакомый препод, и очень стыдно не готовиться, если вы с ним позавчера чай в лаборатории пили, и через месяц тоже будете.

Тайга.инфо: То есть правильно организованный процесс обучения по сути вырабатывает полезную привычку учиться. А каких привычек особенно не хватает людям, которые хотели бы сделать свое обучение более эффективным? Что необходимо выработать в в себе?

— О конкретных привычках я как раз и буду рассказывать на лекции, которую читаю 12 ноября на фестивале «СверхНовая книга». Если выделить основной универсальный принцип, то исследователи обучения часто упоминают особенную категорию высокоэффективных студентов, которую называют «self-regulated learners». Это люди воспринимают образование как услугу, и активно и деятельно заинтересованы в том, чтобы в обмен на свои деньги или время получить максимум информации, с точки зрения и ее количества, и качества. Они не плывут по течению, они постоянно анализируют, как извлечь из процесса обучения максимум. Они пристают к преподавателям каждый раз, когда им что-то непонятно, требуют дополнительную литературу, ищут альтернативные объяснения, интенсивно прорабатывают материал, анализируют собственные стратегии обучения, перепроверяют себя по тестам и проверочным вопросам.

К сожалению, чтобы быть таким человеком, нужно правда очень хорошо понимать, зачем тебе это образование, как оно согласуется с твоими жизненными ценностями и карьерными устремлениями. Очень хотеть, чтобы качественное образование у тебя было и очень бояться того сценария жизни, в котором образования у тебя не будет. Такое, конечно, редко случается с теми, кто в 17 лет поплыл по течению и пошел куда попало, потому что иначе армия, да и мама расстроится. Это чаще случается с теми, кто уже в тридцать получает второй диплом добровольно. Впрочем, это не означает, что не надо получать первый — все же лучше учиться неосознанно, чем не учиться вообще.

Тайга.инфо: С полезными привычками более или менее понятно. Давайте поговорим о вредных. Вот, например, прокрастинация, которая пожирает время со страшной силой. Поделитесь личным опытом, как с ней бороться?

— Ну… Я построила такую карьеру, чтобы у меня был достаточно высокий уровень почасовой оплаты, чтобы можно было много прокрастинировать и все равно спокойно выплачивать ипотеку! А пока бороться с прокрастинацией все-таки было важно, я интуитивно понимала, что проблема прокрастинации — это не столько про тайм-менеджмент, сколько про менеджмент эмоций. Уже потом почитала научные исследования, и они эту точку зрения подтвердили.

Мы прокрастинируем, потому что предстоящее нам дело вызывает у нас сильные неприятные эмоции. Например, страх поражения, потому что мы не очень понимаем, как взяться за дело, с чего начать. И мы, вполне естественно, предпочитаем лучше получить здесь и сейчас краткосрочную положительную эмоцию от открывания фейсбука. Соответственно, задача борьбы с прокрастинацией — это задача, как сделать так, чтобы страх плохо справиться с работой оказался сильнее страха эту работу делать, а радость от хорошо сделанной работы перевешивала радость от фейсбука.

Конкретные инструменты могут быть разными, но очень многого обычно можно добиться через социальные взаимодействия. Если вы хорошо учитесь и работаете, то вы становитесь умным и богатым, и вас начинают любить женщины (или мужчины), это хороший стимул, чтобы учиться или работать. Или, еще проще — если вы расшарили экран своего компьютера вашей бабушке, партнеру или научному руководителю, то они могут в любой момент посмотреть, что вы тупите в фейсбуке, и будут вами недовольны. На эту тему есть хорошая книжка «Nudge» нобелевского лауреата Ричарда Талера. Она о том, что лучше бы вообще не тратить силу воли на борьбу с собой, лучше создать такие условия, чтобы у вас выбора не было.

Тайга.инфо: Чтобы попасть на вашу лекцию на «СверхНовой», необходимо предъявить QR-код. Да, это может показаться неудобным, но это требование времени. Как переубедить людей, которые все никаких не хотят прививаться?

— Мы тут с подружкой несколько дней назад изумлялись: «сказал бы кто нам два года назад, что мы будем недовольны тем, что правительство недостаточно закручивает гайки!»

Люди рассуждают о своем страхе про недостаточно изученные вакцины только до тех пор, пока отсутствие вакцинации не создает им неудобств. Как только в Москве летом запретили ходить по кабакам без прививки, очереди в прививочные пункты тут же выстроились длиннейшие. К сожалению, потом разрешили обратно, когда удалось снизить нехватку койкомест в больницах. Я бы лично приветствовала и более радикальные меры, например запрет на использование общественного транспорта тем, у кого нет сертификата о вакцинации (или справки о медотводе) — в Москве, скажем, это должно быть не очень сложно сделать технически.

Ведь про меня, допустим, цифровому государству известны и сведения о моей вакцинации и ревакцинации, и номер карты-тройки, по которой я езжу. Если бы мне ее блокировали за отсутствие вакцинации, я бы не обиделась. Если мы говорим о праве человека на свободу передвижения — ну, пускай свободно передвигается в такси, там хотя бы заразит одного таксиста. Или на каршеринге, или на велосипеде. Ну или можно было бы не запрещать проезд в метро совсем, а сделать его для невакцинированных в три раза дороже. Собирать с них таким образом дополнительный налог на здравоохранение, раз уж они создают на него неадекватную нагрузку. Я совершенно уверена, что в этом случае 90% пошли бы и привились (чего уже вполне достаточно, чтобы передача вируса очень усложнилась).

Не делать прививку против коронавирусной инфекции (как, впрочем, против любой другой серьезной инфекции, передающейся от человека к человеку) — это опасная глупость и свинство. Я не нахожу в себе лояльности к тем, кто ее не делает. На дворе, блин, ноябрь, уже два года пандемии, уже год как вакцина доступна.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Пенсионная реформа в России 2018, последние новости Как помочь алкоголику? Роттердам плюс: почему закрыли коррупционное дело против Порошенко Прививка от ковида. Как в Украине проспали закупку вакцины Как правильно выбрать виртуальный сервер Linux

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций